search icoico arrow

Правительственные преследования учителей в начале XX века

Правительственные преследования учителей в начале XX века

Повышение социального статуса учителя, внедрение новых технологий в образование, необходимость методической поддержки учителей - это самые популярные темы из сонма проблем, волнующих педагогические умы нашей страны. Что и говорить, самое время вспомнить об истории и наших предшественниках, которым приходилось работать фактически в экстремальных условиях. Дабы поверить в то, что все может измениться к лучшему, разрешиться, реализоваться. И тогда жить будет веселей и интересней. Нас-то, по крайней мере, не преследуют.

«… Не проходит дня, когда газеты не принесли бы известий о правительственных преследованиях народных учителей. С каждым днем растет пропасть, отделяющая учащих в школе от начальствующих над нею. Только что поступивший в школу и аттестованный полицией и инспекцией школ, как вполне благонадежный, учитель через день-два лишается своей голубиной чистоты и превращается в «крамольника».

Бывает и наоборот: человек, пробывши учителем 20–30 лет, вдруг превращается в потрясателя всяческих основ и потому изгоняется из школы. Словом, настало время, когда начальство в отношении преданности его политическим идеалам не может никому довериться. Учителя и начальство заговорили на разных языках. На почве общего разлада, общего недовольства началась ожесточенная борьба, борьба очень часто происходящая между ближайшими и непосредственными участниками в ведении школьного дела. Вот какого рода известиями пестрят газеты относительно этого огромной важности обшественно-педагогического явления.

ЕЛЬНЯ (Смоленск. губ.)
. Учительнице земской школы в с. Чамове, Ельнинского уезда, А.В. Волковой директор народных училищ совершенно отказал в получении места. «Когда будет общая амнистия для лиц, участвовавших в освободительном движении, ну, тогда еще можете рассчитывать на получение должности», – бросил на прощанье фразу г. директор. Г-жа Волкова была отстранена от занимаемой должности 11 марта прошлого года. Формальных обвинений предъявлено не было со стороны «власть имущих». Были одни ни на чем не основанные слухи и предположения о политической неблагонадежности г-жи Волковой; была перехвачена переписка. Этой перепиской жандармерия думала раздуть «дело», ее приписали почему-то помощнику присяжного поверенного В.И. Синайскому, но ошиблись: вся переписка принадлежала двоюродному брату г-жи Волковой – В.Я. Белоусову, в то время сидевшему в тюрьме и славшему сестре письма самого безобидного содержания. Письма посылались не обычным путем, через жандармерию, а другим, но письма все задерживались услужливым начальником почтовой конторы г. Ельни. Итак, создать «дело» не удалось, но от места отстранили человека, прослужившего на тяжелой, неблагодарной ниве народного просвещения почти семь лет. Когда г-жа Волкова от своего начальства стала требовать указать причину ее увольнения, то один из «начальства» мог только сказать: зачем она ходила на свидание в тюрьму, к брату? Все хлопоты и хождения по различным канцеляриям министерств народного просвещения и внутренних дел г-жи Волковой были бесполезны; все ссылались друг на друга: канцелярия губернатора на канцелярию директора народного просвещения, а последний – на жандармское управление и т. д. Когда же за г-жу Волкову стал хлопотать председатель земской уездной управы перед начальником губернии, последний спросил, зачем он хлопочет за эту учительницу. Г. председатель сказал, что он обязан по долгу службы вступиться за каждого служащего вверенного ему земства, а тем более невинно страдающего. Тогда председателю земской уездной управы было официально запрещено вести какие-либо хлопоты об уволенной учительнице Волковой.

МИНСК. Дирекция народного училища уволила четырех учителей, подозреваемых в принадлежности к крестьянскому союзу. На место учителей приглашены учительницы.

ВОЛХОВСКИЙ УЕЗД (Орловской губ.). Аресты и искоренение крамолы по уезду продолжаются с неослабным рвением. В особенности небывалое гонение воздвигнуто на сельских учителей, которые в настоящее время окружены такой охраной полиции, которой, едва ли пользуется министр. За каждым шагом и малейшим действием учителя следят сотни глаз «охранителей», причиняя столько хлопот и неприятностей, что многие из учителей оставляют свои обязанности и бегут из деревни искать на чужой стороне счастья. После 17 октября 1905 года в Волховском уезде всего арестовано было 9 сельских учителей. Под неусыпным надзором полиции за последнее время находятся 27 неблагонадежных учителей и три кандидата на места приятного отдохновения. Из этого краткого перечня видно, что искоренение крамолы ведется весьма энергично и дойдет, вероятно, до того, что в Волховском уезде не останется ни одного учителя.

АТКАРСКИЙ УЕЗД. В слободе Елани по доносам черносотенцев уволена от должности земская учительница П. Косовцева. Увольнение ее последовало по ложному доносу, что доказано произведенным полицией дознанием. В настоящее время г-же Косовцевой для определения вновь на должность учительницы предложено инспектором представить от начальника губернии удостоверение о политической благонадежности, но получить его нелегко.

СУДОГДА. В половине октября истекшего года вечером в Лавровскую земскую школу явился волостной старшина Н. Малышев с волостным судьей, селенным старостой и стражником. Вошедши в кухню, эта «милая компания», не спросясь учительницы, прошла через ее комнату в класс и стала искать икону и царский портрет. Икона была скоро найдена, стоило только поднять глаза вверх, но и то, по их мнению, не в том углу повешена. Водя далее глазами по всему классу, они – о ужас! – не нашли царского портрета и готовы были считать учительницу ярой крамольницей. Но она их скоро успокоила, заявив, что портрет еще не прислан, так как школа только недавно открылась. Удовлетворившись подобным ответом и видя перед собой обыкновенного человека, эта кучка начальства удалилась.

КУРСК. Губернатор, разрешив первоначально на 3 января учительский съезд членов Общества взаимопомощи, неожиданно уведомил правление Общества, что никакие собрания до 8 февраля не могут быть допущены.

ОДЕССА. Преподавательский персонал постановил закрыть все воскресные школы ввиду оштрафования и ареста главных руководителей и лекторов школ.

НОВОЧЕРКАССК. Съездом учителей постановлено объединиться с кубанскими и терскими учителями и требовать восстановления в правах уволенных учителей. При обсуждении вопроса об отношении к выборам в Государственную Думу были введены казаки. Толпа с учителями во главе устроила демонстрацию, разогнанную полицией.

КАЗАНЬ. Жандармским управлением затребован от земства поименный список учителей и учительниц, занимающихся в земских школах.

УМАНЬ. Административным порядком выслана учительница Горнштейн. Училище закрыто.

ПЕТЕРБУРГ. По сведениям Центрального бюро Учительского союза, число пострадавших учителей возросло до 940. Во многих местах ощущается крайний недостаток в преподавателях, зато в местах ссылки, как, например, в Сольвычегодске, Пинеге, Березове, Нарыме, Туринске и т. д., учителей немало. Особенно тяжелое положение сосланных в Нарым, где морозы достигают 40 градусов по Реомюру. За октябрь центральное бюро израсходовало 1 288 руб. 10 коп.; в настоящее время ощущается крайний недостаток в средствах.


О том, как по рукам и по ногам начальство связывает учащих, показывают следующие циркулярные распоряжения:

Циркуляр ярославского губернатора земским начальникам Ярославской губернии

Из имеющихся у меня сведений усматривается, что многие учителя и учительницы как земских, так и церковноприходских школ в явное нарушение лежащих на них обязанностей, весьма часто покидают свои школы для различных съездов, самовольно таким образом прерывая занятия с учениками, несмотря на и без этого слишком незначительные числа учебных дней; на этих съездах, исключительно занятые обсуждениями различных политических вопросов, учителя и учительницы вырабатывают приемы распространения в крестьянской среде в большинстве случаев совершенно ложных и вредных мнений о законодательных актах последнего времени и тем нередко вызывают недовольства среди части крестьян, подчас весьма резко это доказывающих. Признавая необходимым совершенно устранить описанную деятельность учителей и учительниц и в видах охранения их же самих от каких-либо насилий со стороны крестьян, я предлагаю гг. земским начальникам возможно чаще посещать школы, иметь неослабное наблюдение за тем, чтобы учительский персонал их ни под каким предлогом не отступал от своих прямых обязанностей, и обо всех замеченных случаях такого отступления немедленно представлять мне для соответствующего распоряжения. Сознание важности и ответственности возложенной на земского начальника обязанности, – попечение об интересах населения вверенного ему участка – побудит вас, милостивые государи, к неуклонному осуществлению вышеуказанного.

Циркуляр московского уездного училищного совета

Московский уездный училищный совет имел возможность убедиться в том вредном направлении и в той дезорганизации, которые внес в школьное дело Московского уезда «союз служащих московского уездного земства». Ввиду этого и с целью вернуть все дело начального народного образования на надлежащий путь, училищный совет признал нужным напомнить гг. учителям и учительницам начальных училищ уезда, что, по смыслу циркуляра министра народного просвещения, разосланного по училищам в октябре месяце 1905 года, участие служащих по Министерству народного просвещения лиц в «нелегализованных» союзах, а тем более «в союзах, имеющих вызывающий характер по отношению к правительству и его представителям, не может быть более терпимо.
Вследствие сего училищный совет, прежде чем принять какое-либо решение по данному вопросу, просить вас, милостивые господа, не далее 1 марта сего года поставить его в известность письменно, состоите ли вы в настоящее время членом вышеназванного союза. Уклонение от ответа будет сочтено за принадлежность к союзу.
Председатель совета П. Базилевский, инспектор народных училищ Г. Марков.
Ответь должен быть написан на приложенном бланке и адресован в канцелярию московского уездного училищного совета.

Циркуляр богородского уездного совета (Московской губернии) на имя попечителей земских училищ (18 апр. 1906 г., № 384)

Согласно постановлению богородского уездного училищного совета, честь имею покорнейше просить вас доставлять в оный совет ежегодно, не позднее 1 июля, заявления о том, какие перемены в учительском персонале и назначение каких кандидатов на учительские места, по вашему мнению, желательны по вверенному вам училищу. Означенные заявления будут приниматься во внимание училищным советом при замещении учительских мест и при суждении о переводе учащих из одной школы в другую, и учительский совет по возможности будет удовлетворять желание гг. попечителей при том непременном условии, если рекомендуемые ими кандидаты будут соответствовать установленным требованиям.
Председатель совета А. Самарин

Циркуляр козловского училищного совета

Козловский училищный совет разослал учителям земских школ циркуляр следующего содержания:

Козловский уездный училищный совет в экстренном заседании 5-го сего сентября постановил предложить учителям и учительницам начальных училищ г. Козлова и его уезда: 1) Сосредоточиться на исполнении их прямых учительских обязанностей, отнюдь не отвлекаясь в сторону политической деятельности, предупредив их, что училищный совет будет строго взыскивать с них за всякое упущение по службе и что если кто-либо из них будет уволен по политическим причинам, то обратно на учительскую службу в козловский уезд принят не будет. 2) Преподавать все, без исключения, учебные предметы народной школы, указанные в 3471 ст. XI т. ч. I Св. Зак., руководствуясь примерными программами для начальных училищ, утвержденными 7 февраля 1897 года (а в двухклассных училищах инструкцией 4 июня 1875 г.), и не позволять себе произвольно исключать из курса народной школы целые учебные предметы или некоторые отделы программы по этим предметам, почему-либо не соответствующие личным взглядам учащих. 3) Разъяснить учителям и учительницам, заведующим училищами, что они отвечают за своевременное окончание учения перед каникулами и начало его после каникул (летних, зимних и весенних), а также за своевременное окончание и начало ежедневных классных занятий во всех отделениях училища непременно в определенные часы (начало не позже 9 час. утра, окончание не раньше 2 час. по полудни); что они обязаны следить за аккуратным отношением помощников и помощниц учителей к исполнению своих обязанностей и обо всех упущениях по должности немедленно доводить до сведения инспектора училищ или училищного совета. 4) Просить гг. попечителей и попечительниц училищ, чтобы они, на основании 3482 ст. XI т. ч. I Св. Зак., следили за аккуратным исполнением всеми лицами, служащими при училищах, своих обязанностей. 5) Объявить учащим, что существование местного отделения Всероссийского союза учителей после издания временных правил о союзах и опубликования правительственных сообщений и распоряжений по этому вопросу должно быть признано явно незаконным, так как союз этот преследует политические цели и для достижения их, а также профессиональных целей, признает средства, несомненно, вредные для школьного дела; посему предложить учащим г. Козлова и его уезда, принадлежащим к упомянутому союзу, немедленно выйти из его состава под угрозой увольнения от должности.

О таковом постановлении своем училищный совет сим и уведомляет учителей и учительниц к сведению и точному исполнению.

За председателя совета инспектор училищ М. Катков

Циркуляр инспектора Аткарского уезда г. Кузнецова

Вследствие распоряжения г. директора народных училищ Саратовской губернии от 16 сего декабря за № 4662, основанного на предписании г. саратовского губернатора от 14 декабря за № 7645, уведомляю вас, что никакие митинги и собрания в зданиях училищ допущены вам не будут.

Учителя и учительницы, допустившие митинги и собрания в училищных помещениях, подлежат законной ответственности. Об изложенном сообщается для точного исполнения.

Да, тяжела учительская доля! Но близится день, когда она изменится к лучшему. Между крестьянством и учителем, изгоняемым «правды ради», устанавливается тесная связь. Народ начинает понимать, кто для них эти гонимые учителя. Вот что пишет во «Владимирце» один из учеников о своем учителе (М.В. Гортинском), пострадавшем за правду:

«Пройдет еще полтора месяца, и исполнится год с тех пор, как в одну из декабрьских ночей увезли нашего учителя. Бедный труженик на ниве народной! Я как сейчас помню, как ты приехал к нам молодым и здоровым, полным энергии и сил человеком, шапка густых русых волос покрывала твою голову. Помню, когда мне было восемь лет, какими робкими шагами подходил я к столу, где ты сидел и записывал желающих учиться.

Потом я стал взрослым человеком и с радостью вспоминаю проводимые вместе с тобой вечера, когда мы отдавались радостным мечтаниям.

И вдруг тебя, как разбойника, в полночь увезла самодержавная опричнина, и стали о тебе доноситься вести одна одной печальнее. Говорили, что ты политический преступник и арестован по чьему-то доносу. После приезжали власти, велось следствие, которое не дало повода отдать тебя под суд, хотя враги твои давали самые гнусные, полные лжи показания.

А за то, что ты не виноват, разнузданная администрация изгнала тебя из Владимирской губернии. И теперь ты – уже не полный энергии и сил, а седой, страдающий ревматизмом старик и скитаешься где-то по Рязанской губернии.

Где же правда? Где справедливость? Человек тридцать лет служил на благо родины, вводя в жизнь ее чистейшие евангельские идеалы, потратив все свои силы в борьбе с невежеством, и не камень ли, вместо хлеба, брошен ему за все это.

Дай тебе Бог, дорогой наш учитель, терпения и сил пережить это изгнание. Стыд и презрение предавшим тебя».

Ученик

И такое отношение ученика к своему «пострадавшему» учителю – явление отнюдь не редкое. В то же время оно чрезвычайно важно по своим неизбежным результатам. Один из корреспондентов Н.А. Рубакина (ткач по занятию), говоря, что в школах «не сообщают настоящей правды», на вопрос: какая же правда настоящая, –ответил: «Да та самая, которую преследует явная и тайная полиция. А настоящие учителя – те самые, которых ловят сыщики, арестует начальство, ссылают». Г. Рубакин так заканчивает свою статью, которую мы только что цитировали. Он говорить: «Пропаганде и пропагандистам дорога в народную душу ревностно подготовлялась и подготовляется всяким реакционным, а в особенности же нелепо реакционным правительством. И чем больше жгучих и мучительных вопросов в думе мыслящего рабочего человека, робкого, тем хуже для такого правительства, стесняющего школу и учителей, но вместе с этим тем больше ответственность учащих перед учащимися…»

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.