search icoico arrow

Проблема украинского университета

Проблема украинского университета

Главная проблема украинского университета коренится в состоянии украинского общества. Ведь автономии разума, которая для Европы составляет многовековую культурную очевидность, наше общество еще не достигло. Причин достаточно. Среди них - специфика отечественной культурной традиции, в которой культивировались другие предпосылки человеческого существования, чем строгое мышление. В течение веков на украинских просторах царили деспотические и авторитарные политические режимы, которые подавляли человеческие права и свободы. Но хуже всего, что посттоталитарные трансформации общества уже в период независимости далеки от конструктивного сценария развития.

За последнее время в Украине сложилась кланово-корпоративное общество, в котором факторы разума, рациональности, профессиональной компетенции не имеют самостоятельного значения и подчинены системе корпоративных интересов, ценностей, требований. Так же и личность определяется в большей степени не на основании своей компетентности и способностей, а вписываясь в порядки социальной нормативности, прокладывая свой жизненный путь через причастность к успешной группы влияния и выполнения корпоративных требований.

Безусловно, эта социальная ситуация сказывается на образовании и состоянии украинского университета. Одно из самых негативных здесь - общая деградация и упадок украинской науки: потеря компетентных кадров, свертывание исследований, упадок материально-технической базы, ощутимое отставание от уровня мировой науки, особенно экспериментальной. Украинская наука потеряла спрос как со стороны общества, лишенного конструктивных социальных инициатив, так и со стороны украинской промышленности в обход современные высокие технологии.

Это кризисное состояние науки в значительной мере обусловлен формой ее существования в советское время. Упоминание об успехах советской науки способна вызвать чувство ностальгии. Но как раз содержание и структура общественного запроса (и спроса) к науке в условиях советского социализма является одной из причин ее сегодняшнего упадка. Советское общество в своей основе была милитаристским. Соответственно, его доминирующий запрос (в том числе и относительно науки) касался всего, что можно было использовать с целью усиления военной мощи и милитаризованной конкуренции в мире.

С крахом советского социализма ушли в прошлое как специфический для тоталитаризма спрос на научное знание, так и крупные ресурсные возможности для развития отраслей науки, которые этот строй мог искусственно мобилизовать. Наука осталась бы "ни для чего» и без мало средств. Противовесом мог бы стать природный спрос на научное знание со стороны промышленности и общества, которые развиваются. Но для этого нужны для начала общественная динамика и развитие промышленности на основе использования новых технологий.

Упадок украинской науки одновременно означает резкое сужение даже абстрактных возможностей нормального существования украинского университета.
Когда говорится, что сейчас в Украине университета не существует, имеется в виду несоответствие украинских высших учебных заведений идеи современного университета по всем трем главным пунктам:

- Невыполнение гражданского и одновременно национального призвания;
- Сведение на нет роли университета как инстанции научного познания;
- Отсутствие главного продукта университета - независимого компетентного интеллектуала, как важного социального персонажа.

Именно последняя фигура является конечным продуктом университетской жизни (умышленное заменяю слово «образование» словом «жизнь»). Университет призван оказать определенную профессиональную осведомленность. Но, во-первых, надлежащей профессиональной подготовки невозможно достичь вне интеграцией в процесс научного исследования, а во-вторых, не менее важен опыт свободы, опыт достоинства интеллектуала и гражданина, опыт высококвалифицированного добросовестного труда, без предоставления каких университет не имеет права на свое имя.

Только человек, который подчиняет свои действия требованиям разума, а не текущим социальным предписаниям, становится независимым интеллектуалом. Содержанию не только профессионального дела, но и социальной роли интеллектуала является мышление, работа ума. Пока этого нет - в обществе отсутствуют интеллектуалы (сколько бы было «умных людей»), а само общество не прислушивается к голосу разума, превратив его в покорного слугу. В украинской ситуации мы видим именно эту картину, когда разум является заложником и ретивым слугой других, действительно мощных социальных сил - государства, денег, культурных стереотипов, насилия. В этом заключается большое отличие украинского общества от западной цивилизации, и вряд ли такая «самобытность» может радовать.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.