search icoico arrow

Процесс обучения можно сделать легче и эффективнее

Есть теория, а есть практика, есть знание, а есть умение, есть методические рекомендации к урокам, а есть конкретный опыт их проведения. Понятия связаны, но длина этой связи огромна.

У всех учителей общая цель одна, но каждый идёт к ней своей дорогой. Сейчас речь о тех, кто на этой "дороге" оказался вместе с большим количеством подростков. Разговор о тех, у кого в классе около 30 человек. 30 учащихся, разных по способностям и интересам. А у многих Интерес ещё не сформировался вообще. Всё, что их объединяет, - это микрорайон большого города да календарный возраст. И всё. Как сделать так, чтобы в течение целых 45 минут они все одновременно работали? Если говорить кратко и понятно, на уроке перед учителем стоят всего две задачи. Первая - дать небольшой (а точнее, маленький) объём информации, и вторая задача - оценить знания детей и их умение размышлять. Можно сказать больше и менее понятно, но это не для журнала, и дело специалистов.

Опыт преподавания биологии в самой обычной школе показывает, что урок целесообразно делить на две примерно равные части (но не на 10 частей, как советуют некоторые теоретики от образования). Первая часть для информации, так как во второй половине урока внимание заметно слабеет. Дать надо самое-самое главное и, конечно, дать кратко.

Для этого очень полезно перечислять основные мысли по пунктам и записывать их на доске. Многие машинально хотя бы перепишут с доски в тетради, и потом это, возможно, пригодится благодаря краткости. Конечно, нужны цифры, факты, гипотезы. Очень важно, чтобы информация была по возможности интересной, ещё лучше - удивительной. Ведь именно с удивления, как считал ещё Аристотель, начинается мышление. В школьном обучении это самое главное. Не размышляя, не запомнишь и не поймешь. Усвоение материала очень облегчают неожиданные сравнения и забавные истории. Дети в большинстве ценят юмор и очень быстро устают от однообразия. Тут допустимы даже актёрские преувеличения и нарушения научной строгости.

20 минут урока позади, и пора менять характер работы. Учитель уже устал, особенно если урок 8 или 9, что не редкость в наших школах. Подростки утомились тоже. Слушать вообще трудно, особенно если к данной теме не возник интерес. А он появляется, как правило, уже на первых минутах или уже не появляется совсем. (Как при первом знакомстве, у человека только 15 минут, чтобы понравиться, потом уже в отношении ничего принципиально не меняется). Вторую часть урока, на которой оцениваются знания, можно сделать интересной для всех. Для этого удобны поурочные тесты, составленные к каждому параграфу учебника. Их можно использовать сразу в двух вариантах - устном (для 3-9 человек одновременно) и письменном (для всех остальных незанятых). Такое «поголовное тестирование» решает целый ряд проблем и является надёжным методом контроля и одновременно методом обучения. Во-первых, с урока каждый учащийся уходит с оценкой, некоторые и не с одной. Следовательно, результат труда виден сразу. Это привлекательно для всех, а для детей - особенно. Во-вторых, тестирование интересно, поскольку представляется процессом заманчивым (варианты ответов даны, только выбирай). Устный ответ менее привлекателен, ведь многим детям трудно говорить связно. Есть надежда и на удачу (вдруг повезёт и угадаю). В-третьих, исчезают сомнения и споры.

По поводу справедливости полученной оценки. (Современные дети уже давно не боятся возражать учителю, порой в очень грубой форме). Если есть сомнения в справедливости или желание, то возможна ещё попытка. Самые несогласные после нескольких попыток в конце концов соглашаются с полученной оценкой. В-четвёртых, дети, выбирая варианты ответов, волей-неволей рассуждают, думают, а значит не зря пришли в школу. В-пятых, оценки таким методом получаются быстро. В-шестых, заняты абсолютно все, естественный шум в классе стихает, и учитель может немного перевести дух. Конечно, процесс составления поурочных тестов очень трудоёмок, но он того стоит.

При таком способе ведения уроков недостатком можно считать лишь отсутствие у ребят возможности устно излагать свои мысли. Но с возрастом (с 9 по 11 класс) у детей в силу естественных причин это желание гаснет, о чём свидетельствует их выбор в пользу устного тестирования при оценке знаний.

Особая проблема - самостоятельные работы остальных учащихся, пока примерно 1/3 класса участвует в устном тестировании. Здесь остро не хватает продуманных заданий, составленных на базе учебника (напомним, речь идёт о биологии). Без участия авторов учебников учителю приходится очень трудно. Ведь задание нужно дать каждому (а это примерно 15-20 человек), и лучше индивидуальное, чтобы исключить списывание. И проверять его должно быть легко и быстро, тем более уставшему учителю после уроков, да и не у одного класса. Такие задания - предмет особого разговора. Рабочие тетради с открытыми тестами (пиши сколько хочешь) неудобны для учителя и скучны для учащегося. И оценка, как правило, получается очень субъективной как, впрочем, и оценка за устный ответ или сочинение в свободной форме. Очень хороши таблицы, которые надо просто заполнить краткими ответами, но они должны быть к каждому уроку. А этого нет ни в одном учебнике по биологии, ни даже в лучших рабочих тетрадях по этому предмету.

Здесь находится необъятное поле для совместного творчества учителей, заинтересованных авторов и издателей. Игра стоит свеч - в течение года при работе таким методом, который можно кратко назвать "Один урок - одна оценка", удается оценить знания каждого учащегося от 60 до 120 раз и поставить такое же количество оценок. Со старинным методом выслушивания устных ответов на поставленный вопрос описанный метод сравниться не может в силу своей исключительно высокой производительности. При таком количестве текущих оценок итоговая, разумеется, получается гораздо более объективной.

Метод устного тестирования для проведения уроков биологии разрабатывается уже более 10 лет. Автор статьи надеется на отклик в первую очередь авторов учебников по биологии и тех, кого волнуют проблемы современного отечественного образования. Давно пора переделывать учебники: писать в них гораздо больше и снабжать их обширными наборами устных тестов и многочисленными заданиями для самостоятельной работы в классе, удобными для проверки. Этого требует сама жизнь, а с ней надо считаться.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.