search icoico arrow

Проектная деятельность в системе дополнительного профессионального образования

В рамках темы интернет-проектирование хочется рассказать об опыте такой работы в учреждении дополнительного образования – «Школа профессионального образования г. Воронежа».

Структура учебного процесса построена таким образом, что на первой ступени ребенок получает базовые знания, например оператора ЭВМ, затем осуществляется самостоятельный выбор по какой специализации ему продолжить обучение для получения профессии. Для компьютерных направлений это и визуальное программирование, и компьютерное моделирование, и интернет-технологии, и компьютерная графика, и рекламно-издательская деятельность, и экономика и бухучет, и банковское дело, и офисная деятельность.

Перевод ученика на специализированные курсы производится посредством заполнения анкет в которых указываются пожелания учащегося, его успехи в той или иной теме базового курса, рекомендации психолога и ведущего преподавателя. Но выяснилось, что у подростков недостаточно информации о том, чем занимаются люди разных профессий и совсем нет опыта принятия решений в выборе дальнейшего жизненного пути.

Было решено предварить анкетирование привлечением учащихся к проекту «Хочу быть». Смысл его заключается в следующем, каждый участник должен выбрать понравившеюся ему профессию и собрать о ней необходимую информацию. В качестве источников можно было использовать все: литературу, рекламу, средства массовой информации, беседы с профессионалами и людьми далекими от этой сферы деятельности, и даже материалы собранные другими ребятами.

Вначале набор вопросов, на которые необходимо было ответить в рамках реализации проекта был строго фиксирован: престижность, размер заработной платы, возможность карьерного роста и т.д., впоследствии был добавлен еще один пункт: «Внесите свои критерии в выборе профессии». Так появились неформальные, но реально существующие - стоимость поступления в ВУЗ, возможность избежать призыва в армию, наличие загранкомандировок, возможность реализации творческого потенциала и т.д.

Были случаи, когда участники брались сразу за несколько профессий, но в процессе реализации проекта, все равно, отдавали предпочтение одной из них. Анализируя работы ребят, администрация попутно решала еще одну задачу - выбор направления развития школы, какие специализации расширять и вводить новые, а какие закрывать с учетом пожеланий ребят.

Проект «Хочу быть» развивался поступательно. Его реализация прошла несколько стадий, прежде чем быть представленной в существующем в настоящее время виде по адресу http://iatp.vspu.ac.ru/itog2002/toktar/, но целью его на всех этапах оставалось профессиональное самоопределение подростка.

Первоначально учащимся школы необходимо было написать эссе на тему своей будущей профессии, носителем информации выступал обыкновенный лист бумаги, а источником – доступная литература и беседы со взрослыми.

С внедрением новых технологий в учебный процесс, появилась возможность реализации этого проекта в сети интранет. Мнения ребят посредством формы заносились в базу данных. Любой желающий мог познакомиться с высказываниями других и на основе этого скорректировать свое представление о той или иной профессии, согласиться или попытаться опровергнуть существующую в базе информацию.

Подключение к мировой информационной сети открыло новые горизонты развития данного проекта, сделало его поистине сетевым. Необъятно расширился круг потенциальных участников, стало возможным получать информацию для анализа с множества профориентационных и рекламных сайтов, ресурсов о поиске и предложении работы, причем не только русскоязычных, но и иностранных. Это сильно увеличило информационную насыщенность проекта.

В дальнейшем планируется вывести проект за рамки Рунета, сделать его англоязычную версию, возможно такой способ профессионального самоопределения будет интересен подросткам во всем мире.

Можно ли отнести данный проект к квест-проектам – несомненно. Причем здесь участник выступает не в придуманной роли, а в своей собственной – человека выбирающего себе будущую профессию, а фактически жизненный путь. Анализируя окружающий мир, подросток решает кем быть.

Не секрет, что у большинства, даже, старших школьников наблюдается некий инфантилизм во взглядах на дальнейшую жизнь. Раз родители всегда решали, что мне делать – будут решать и в дальнейшем. Но реалии современного мира заставляют подростка как можно раньше вступать во взрослую жизнь, оставляя мало времени на раздумья и неуверенность. Правильный выбор в этом возрасте – залог успешности всей жизни человека.

Наша школа профессионального образования, а теперь Центр дополнительного образования поставила себе задачу адаптировать школьника в условиях нынешней непростой действительности, дать ему за время учебы в общеобразовательной школе возможность определиться с выбором и получить интересную, востребованную на рынке труда профессию.

И хотя наша школа ориентирует ребят на продолжение обучения в высших и средних учебных заведениях наши выпускники одновременно с получением общего полного среднего образования получают диплом о профессии, которая не даст им погибнуть от голода в любых геополитических условиях. И в этом свою, немаловажную, роль играет проект «Хочу быть».

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.