search icoico arrow

Просветительская акция “ОСОЗНАНИЕ” (из пресс-релиза)

Профессор Университета Российской академии образования Александр Суворов, слепоглухой с детства, живое доказательство возможности социальной реабилитации самых тяжелых инвалидов, включения их в полноценную работу и общественную жизнь. Для этого нужно иметь сильную волю и отечественные (советские) методики. Девиз А.В. Суворова: «ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ ИНВАЛИДНОСТИ СТАВИТ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕКОМ ПРОБЛЕМУ ЕЁ ПРЕОДОЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМУ САМОРЕАБИЛИТАЦИИ» в корне противоречит внедряемой у нас лицемерной западной политкорректности и вытекающей из нее педагогической и психологической уравниловке.

С 10 по 19 марта 2003 года Александр Суворов – гость города Одессы.

Организаторы визита: Общественная организация "Ассоциация пользователей сетей телекоммуникаций "Сети без границ", при участии Благотворительной ассоциации социальных инициатив "Благо", Детско-юношеского культурного центра Приморского района, при поддержке Управления внутренней политики Одесского горисполкома.

Виртуал

С Александром Васильевичем Суворовым я познакомился лет 15 назад, когда он еще не был профессором Университета РАО и не имел большей части нынешних титулов. Хотя назвать это знакомством - преувеличение: представили меня в компании беседующих, несколько "разговоров" через переводчика на дактиль. Профессор Александр Суворов - слепоглухой с детства.

Потом мы не виделись, но судьба независимо друг от друга привела нас в Сеть. Я начал в 1992-м, а в 1993-м у нас в детском клубе "Версия" уже шло обучение детей Интернету. Когда мы начинали, в мире еще не было WWW. Электронная почта была и остается для меня главным интернетовским сервисом.

Как выяснилось потом, у Суворова e-mail появилась в 1996 году. И для него и для меня, вполне зрячего и слышащего, это явление качественно изменило мир, или даже создало новый. Мы оказались в мире, где инвалидность Суворова невалидна, недействительна. Он считывает со своего брайлевского дисплея и набирает на обычной клавиатуре быстрее, чем я. При общении с ним по Сети не только не видно никакой "ущербности", но, напротив, создается полноценное общение с выдающимся ученым нашего времени. Это не протез зрения и слуха, это другое, что и называется виртуальный мир. Он может служить не только для игрушек, но и для самой серьезной работы. И я, и Суворов люди такого склада, что "общением просто так для приятности" нас не заманишь. Я обратился к профессору Суворову с просьбой о консультации в области, где он является величиной мирового значения: социальной реабилитации инвалидов детства. Журнал ВИО сыграл в этом самую непосредственную роль. Сначала я прочитал статью Суворова "Интернет и совместная педагогика", статью Юрия Устинова и Анатолия Бурнашева "Экстремальная педагогика" и еще несколько статей на ту же тему. Мне и моим друзьям - членам нашей общественной организации - понравилась идея, мы попытались поставить, осуществить ее. Поставили Интернет в приюте для беспризорных и попытались обучать детей компьютерным ремеслам. Увы, у нас ничего не вышло. Подробно это изложено в статье "А был ли мальчик за компьютером?".

Вот тогда я и начал бегать по местным и связываться с иногородними учеными, чтобы разобраться глубже в коренных истоках неудачи. Дальше начинается переплетение реала с виртуалом.

В процессе консультаций выяснилось, что в лице Суворова я обрел единомышленника. Хотя я педагог-практик, а он ученый, и нередко мы мыслим разными категориями, но у нас совпадает идеология - нравственные принципы подхода к идее социальной реабилитации. К моменту, когда родилась идея явить Суворова здесь, в Одессе, в реале, общий объем нашей переписки с ним составил за 4 месяца 1200 кБ, у нас уже было опубликовано или подготовлено к публикации несколько интервью и публицистических статей:

Реал

За девять дней пребывания профессора Суворова в Одессе состоялось 20 мероприятий. В их числе: лекции на психологическом факультете Одесского государственного университета, встречи с педагогами и детьми в обществе глухих, интернате для слепых, приюте для беспризорных, клубе "Молодой инвалид", открытые встречи-лекции для всех желающих, просмотр и обсуждения фильма "Прикосновение", встречи со здоровыми детьми - участниками и выпускниками программ совместной педагогики "Тропа", "Мост", СТО и многие другие.

Просветительская акция "Осознание" началась с пресс-конференции в Одесском отделении Союза журналистов Украины, на которой присутствовали представители около 30 СМИ. Акция освещалась разными местными телекомпаниями в 11 передачах, в их числе было одно полноформатное 10-минутное интервью и один сюжет по общеукраинскому каналу. В одесских и киевских газетах опубликованы порядка 15 материалов, в том числе два - на всю полосу газет.

В плотном, иногда по 12 часов в день, расписании у Александра Суворова всегда были сопровождающие и переводчики - добровольцы, активисты "Сетей без границ" и других общественных организаций. Всего их было более 30 человек. Никто из них не получал ни зарплаты, ни компенсации за затраченные деньги на транспорт, мобильную связь, бумагу и картридж принтера для пресс-релизов, фотоматериалы и т.п. Во время акции добровольцами сделано и переведено в электронный вид 120 фотографий. Один из добровольцев - Александр Мирошниченко, отснял и смонтировал 40-минутный видеофильм в цифровом формате на CD.

Вопрос к Александру Суворову: "Ты бывал с аналогичной миссией во многих городах России и дальнего зарубежья. Заметил какие-то отличия Одессы?"

A.C. Редко где меня встречали столько здоровых детей, знающих дактильную речь. Совпали две традиции. Одесские педагоги-энтузиасты когда-то организовывали экскурсии воспитанников Загорского детдома, а, кроме того, здесь много участников "Тропы" - последователей Ю. М. Устинова, который пришел к принципам совместной педагогики независимо от меня. Я ехал в город, где у меня много друзей - по рекомендациям, по Интернету. Можно сказать, что я был "обречен" на эту поездку давно. Сейчас завязываются узелки будущих встреч, надеюсь эта - не последняя.

Во время посещения интерната для слепых к нам с Суворовым подошел один из воспитанников. Он попросил помочь найти спонсора или какую-то другую возможность для приобретения компьютера. Это было в последние дни плотного расписания, с Суворовым мы смогли обсудить это очень кратко. Но уже после его отъезда наша команда загорелась идеей: подключить к Сети интернат слепых, дать такую возможность группе детей, а не только этому одному. Пока не знаем, получится ли. Мы только-только подступились к делу, у нас уже накапливаются вопросы, и Суворов на них отвечает: знакомит нас с консультантами - все это уже из Москвы, по EML.

Синтез виртуальности с реальностью

Главный результат визита Суворова в Одессу, как и значится в заголовке акции, просветительский. Живьем, не считая телевидения, Суворова увидели несколько сотен человек, причем не случайных людей на улице, а работников сферы социальной помощи, студентов, добровольцев. А главное, его увидели сами дети-инвалиды, даже слепые - Суворов личность такого масштаба, что проникает сквозь поверхностную физическую слепоту. Его восприятие мира тоже нередко оказывается чутче, чем у нас - зрячеслышащих. Например, он великолепно чувствует аудиторию, перед которой выступает. Не имея, казалось бы, каналов связи: не видя выражения лиц, не слыша возгласов из зала (мы же видим, что сурдопереводчик "молчит"), Суворов оперативно, по ходу выступления, снижает или повышает уровень изложения, меняет тематику, тактично сворачивает лекционную часть и предлагает задавать вопросы, перейти в режим свободного общения. В последнем случае он мгновенно определяет уровень и запросы каждого собеседника и старается их удовлетворить. Далеко не каждый "здоровый" вузовский профессор обладает такой гибкостью.

Результаты акции в плане научного и практического обмена опытом более скромны, да на них и нерассчитывали. Не случайно же эта статья помещена именно в интернет-издании. Общаться с Суворовым на научные темы гораздо эффективнее по EML. Даже самые профессиональные сурдопереводчики не обеспечивают и 20% той скорости, с которой Суворов читает со своего брайлевского дисплея. Как он сам рассказывает, его работа в Университете РАО тоже в основном заключается в сочинении текстов, лекции носят лишь вспомогательный характер.

Тем не менее, соединив написанные мегабайты и проговоренные десятки часов, можно подвести некоторые итоги... увы, неутешительные для нашего общества.

А.С. Деградация вследствие раннего сиротства даже хуже, чем вследствие слепоглухоты, потому что не столь очевидна.

По Суворову жизнь в неблагополучной семье или в уличном социуме - это подвиды сиротства.

Вопреки всем недостаткам нашей системы помощи детям-инвалидам других категорий: слепым, глухим, опорно-двигательным и т.п., у этих детей все-таки больше шансов вырваться из тьмы, обрести свой дом, семью, работу. Слепые хотя бы знают, что они слепые, что, в соответствии с теорией Суворова, дает им шанс, мотивацию для самореабилитации.

В приютах и детских домах беспризорных воспитывают в понятиях, что их беды вызваны внешними причинами (от плохого отца до плохой Родины), что они - жертвы обстоятельств. В большинстве случаев это правда. Но не вся - типичная полуправда. Умалчивается то, что ущерб, нанесенный этими обстоятельствами не только имущественный. Это не только отсутствие квартиры, но и ущербность личности, ущербность стереотипа поведения. В угоду лицемерной идеологии политкорректного "равенства", в прямом противоречии с тезисом Суворова и методами отечественной научной школы, детей постоянно убеждают, что они обычные, нормальные, и если добрый дядя спонсор или Путин даст им квартиру и работу, то все у них мгновенно станет хорошо. Не станет!

А.С. Бывает, что дети-инвалиды попросту даже не подозревают, что не таковы, как другие, и потому не становятся субъектами собственной реабилитации, субъектами самообслуживания. Остаются её объектами, объектами обслуживания.

Именно это постоянно происходит в стенах учреждений презрения для беспризорных. Хотя беспризорные в юридических и научных терминах не называются инвалидами, но процессы полностью аналогичны. Механическое увеличение количества приютов, их снабжения, зарплаты педагогов приведет только к улучшению качества презрения: дети в учреждения станут жить сытнее. Но при нынешней системе большинству из них придется провести в приютах всю жизнь.

Беспризорность - не экономическая, а идеологическая проблема нашего общества

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.