search icoico arrow

Провинциальное

Сергиев Посад. Небольшой городок с тихим жизненным укладом, нарушаемым иногда толпами туристов, приезжающих в Лавру, да колокольным звоном, разносящимся в весеннем небе.

В этом городе находится гимназия, завуч которой, Татьяна Владимировна Шумунова, в апреле окончила курсы в Московском Центре Интернет-образования. Она-то и пригласила меня в гости.

Гимназия была создана в1994 году по инициативе администрации Сергиев-Посадского района в здании, где с 1914 года находились женская школа с медицинским уклоном, позже - Красная школа. Затем именно здесь была известнейшая школа РККА - рабоче-крестьянской красной армии, а потом - Загорская школа №1. В 1980 г. школа закрывается. Нет денег на ремонт. А в начале 90-х здание превращается в полуразвалившийся кирпичный остов с пустыми глазницами окон. Восстанавливал школу город. В книге "Первая", которую подарил мне директор гимназии Иосиф Борисович Ольбинский, собраны воспоминания учеников и учителей, учившихся в этих стенах за 85 лет. Вот некоторые из них:

"После революции школа стала семилеткой. Это была самая большая школа в городе, и поэтому здесь устраивали районные учительские конференции… Школа была бесплатной только для детей бедноты, а имущие платили за обучение… Было время, когда не было отметок, их отменили, как буржуазный пережиток, как позорное недоверие учителю и ненужная "острастка" детей, запугивающая их, заставляющая переживать и волноваться. Экзамены заменяли самоучетом". М. Б. Киневская, А. А. Красникова.

"Преподавательский состав в школе был сильным, так как состоял из педагогов, получивших блестящее образование в дореволюционные годы, людей больших знаний, великолепного воспитания, истинных носителей культуры". В. Аверьянова.

"На уроках была дисциплина в зависимости от преподавателя, как он сумеет поставить дело. Вот, например, Яков Иванович Пономаренко, он химию вел. Я по себе так скажу, я чувствовал какую-то домашнюю обстановку, он такой, как дедушка был, солидный, крупный. Очки на носу. Смотрит поверх очков, никогда не закричит, смотрит очень добро, и это действует как-то успокаивающе. Рассказывал он нам материал не торопясь, причем, когда писал какие-нибудь химические формулы на доске, стоял к классу спиной, но стекла очков отражали весь класс, и он видел кто с кем разговаривает, если это имело место, и всегда, не поворачиваясь, делал замечание. Поначалу это нас очень удивляло, а потом мы догадались, как он это делает. Уважали мы его очень". В. Мукасеев.

Листаешь страницы книги, и рождается в душе невыразимое чувство. Радость и гордость за людей, которые хранят свою историю, тепло тех сердец, которые помнят и любят свою школу.

К понятию "возвращение" в гимназии, вообще, относятся очень серьезно. Например, в диссертации И.Б. Ольбинского "Методика обучения учащихся старших классов рефлексивному исследованию математических задач" говорится, что базовым компонентом рефлексивного исследования задачи является возвращение как основное мыслительное действие. Оно рассматривается не в смысле возвращения чего-либо, а в смысле возвращения к чему-либо и возвращения ради чего-либо. Если отказаться от цели, то возвращение вырождается в воспоминания, а если от предмета, то - в мечтания. Еще А. В. Брушлинский и С. Л. Рубинштейн говорили о том, что каждая следующая стадия мышления вырастает из предыдущей. Сам процесс мышления представляется в таком случае как диалог времен: прошлого, настоящего и будущего.

Особенности Сергиево-Посадской гимназии

Идея Дома. Она витает в стенах гимназии. "Дом - это мощнейший образовательный институт, с которого можно брать пример. Если в образовательном пространстве России будет гораздо больше естества и доверия, присущих Дому, то все изменится глобально", - говорит Иосиф Борисович Ольбинский. Отсюда - принцип соразмерности между воспитанием и обучением, между специальным и универсальным знанием… Даже компьютерные технологии стоит "примерить" сначала именно с этой позиции: а что компьютер дома? Где его место? Если вспомнить про принцип открытости в доме, то как инструмент "открытого мира", компьютер должен быть принят во внимание школы.

Профильное обучение в СПГ осуществляется без формирования традиционных профильных классов. "Мы дорожим общностью детей, - говорит директор, - которая складывается с 7 класса, и сохраняем её до конца обучения в СПГ. В 10-11 классах создаются профильные группы для углублённого изучения отдельных дисциплин по выбору учеников: на эти 2-3 предмета дополнительно к базовому компоненту отводится по три часа. Ежегодно около 33% детей выбирают "нетрадиционные сочетания", например, "математика-история" и др. В принципе, профилей должно быть столько, сколько учеников. К этому мы стремимся, предоставляя для выбора более 36 сочетаний предметов.

Самостоятельные творческие работы учащихся. Этот вид деятельности практически включен в учебный план. Говорит Татьяна Владимировна Шумунова: "Во многих школах сейчас занимаются исследовательской деятельностью, мы же удерживаем 4 жанра интеллектуальной деятельности школьника и стараемся четко их различать. Мы предлагаем к освоению исследование, проектирование, реферирование и эссеистику как способы познания мира и выражения своей позиции и своего взгляда. Мы много над этим работаем. В частности, у нас вот уже три года проходит большое образовательное событие - конкурс имени Павла Александровича Флоренского. Ежегодно он открывается 30 сентября: в этот день проходят пленарные заседания, круглые столы, посвящённые названным жанрам и видам деятельности, происходят встречи с людьми, успешно реализовавшими эти виды деятельности, ученики определяются с темами и жанрами. В феврале - конференция, где идет представление лучших работ. Затем - их внутреннее и внешнее рецензирование, а в мае - подведение итогов. Призы получают все финалисты по двум возрастным группам: 7-8, 9-10 классы. В каждой группе - 4 номинации.

Библиотека. Говорит библиотекарь гимназии Татьяна Васильевна Колпакова. "Фонд библиотеки 9000 книг, с учебниками 20.000. В каталоги включены и самостоятельные творческие работы, которые используются ребятами при подготовке к урокам. Кроме книг по программе дети берут в библиотеке стихи, фантастику, детективы про милицию, а недавно, после просмотра спектакля "Ромео и Джульетта" в "современной аранжировке", Шекспир стал бестселлером у семиклассников". В библиотеке с 1997 г. стоит компьютер и заполняется база данных с помощью программы "Библиотека 4.0" (разработка А. И. Вислова, МГУ). "Мне хотелось бы, чтобы именно в библиотеке стояло несколько компьютеров, которые использовались бы совершенно в другом контексте, нежели в кабинете информатики. Смысловая нагрузка была бы другая: дети не играли бы, и не выполняли домашние работы в текстовом редакторе, а работали с электронными справочниками, энциклопедиями, учебниками, ресурсами Интернета, выполняли задания преподавателей и для самообразования. У нас есть материалы по организации школьной медиатеки и уже достаточно много дисков по разным предметам и темам. Может быть, скоро эта идея и воплотится в жизнь".

Фонд развития образовательных социальных, культурных и оздоровительных программ - (ФРОСКОП) при гимназии. Его цель - искать и аккумулировать финансы для поддержки и иногда развития образования. Это ноу-хау, которое помогает директору в решении хозяйственных и организационных проблем. Исполнительный директор фонда занимается исключительно привлечением средств.

Мысли вслух...


Современный учитель - какой он, по-вашему, Иосиф Борисович?

Для меня был и остается самым современным мой учитель Валерий Евгеньевич Назарецкий. Его сейчас нет с нами, но вкус к математике привил мне именно он. И для меня - это и есть современность.

Учитель - это не массовая профессия, и говорить об усредненном учителе я не могу. Учитель - это всегда индивидуальность. Что изменилось? Мы живем во времени, когда с одной стороны происходят колоссальные изменения в науке, технике, информации. Мы постепенно привыкаем к этому. Под воздействием этого бурного развития меняется и учитель. Он учитывает эти изменения, использует их. Но с другой стороны видим, что происходит разрыв между техническим, интеллектуальным прорывом и не меняющимися человеческими пороками.

Когда-то я верил в то, что человек становится добрее, что его нельзя сравнивать с человеком 16 века. А ведь все также остается, и даже более изощренными люди становятся в жестокости, клевете, лжи, коварности. С одной стороны - прогресс, а с другой стороны - человеческая беспомощность и даже иногда деградация. Мне в этой ситуации помогают следующие рассуждения. Человек - образ и подобие Божие, значит он с одной стороны обладает силой, и нет абсолютно никаких пределов в его развитии и умственном, и физическом, и духовном, потому что это связано с Богом, а с другой стороны - безгранична его слабость оттого, что он всего лишь образ и подобие. Слаб человек. Я часто об этом думаю, анализируя и свою жизнь. Ты же сам меняешься. Для меня важно кто сегодня рядом со мной, какие у человека стремления, куда можно пойти, за что браться, что можно поручить, а что нет. Если нельзя поручить одно дело - это еще ничего не значит. Может быть, в другом деле человек сможет так показать себя, как никто другой. И вообще, я признаюсь, что остаюсь педагогическим романтиком, когда речь идет об учителях, о детях. Даже слабый ребенок может оказаться гением - "при правильном уходе". Даже не очень яркий учитель может сделать многое, если в него поверить. Человек - это таинство и не надо торопиться с категорическим суждением о нём...

По поводу компьютера в школе? У нас, как и везде, есть тот, кто готов бежать первым, те, кто сначала посмотрят - прибежит он или нет, и те, которые никуда не побегут. Это нормальный коллектив. Важны пропорции. После того, как наш учитель информатики Игорь Васильевич Свиридкин стал проводить обучение первичной компьютерной грамотности, потихоньку стали осваивать новые технологии учителя химии, английского языка, географии… У нас есть возможность при достаточно хорошем понимании использования компьютера на конкретном предмете учителем, поставить в класс необходимую технику. А при определенных успехах в применении новых технологий - мы готовы и домой учителям поставить компьютер. Была бы только польза. Многие учителя хотят работать и с компьютером на уроке, но еще не представляют всех возможностей.

Как Вы считаете, директор - это в первую очередь менеджер или педагог?

В первую очередь - учитель. Он должен любить свое дело. Улыбаясь, Иосиф Борисович добавил: а еще директор должен быть психотерапевтом, и разбираться в хозяйстве.

Иосиф Борисович, скажите пожалуйста, по-вашему, чему должна учить школа?

Вместо того, чтобы посмотреть, что плохо у взрослых и принять какие-то меры, мы смотрим на самих детей: вот они стали пить пиво, они ругаются. И действуем как пожарники, насколько позволяют школьные рамки. Если же по уму, то надо первоначально смотреть на недуги самих себя - взрослых. Иначе получается лицемерие. Ты сам неизвестно что творишь, а смотришь на детей. Может быть это профессиональный максимализм, но я считаю, что если я настоящий учитель, и ко мне приходит ребенок 6-7 лет, неужели я не смогу за эти годы по-настоящему помочь ему? Чтобы не врал, не воровал. Российская школа самая лучшая в формировании знаний, умений, навыков. Действительно. Этим надо дорожить. Но это только часть образования. Но если я - учитель, то должен помнить слова старца Зосимы: "Знай, что ты во всем виноват". Я, конечно, могу говорить, что семья не занимается воспитанием. А семья будет говорить о том, что некогда им заниматься воспитанием, надо зарабатывать деньги, и что мы отводим ребенка в школу, и там его сделали таким. Я считаю, что мама и папа должны говорить: "При чем тут школа? Это мой ребенок, я за него отвечаю и я все должен сделать , чтобы воспитать настоящего Человека", а учитель должен говорить: "Да при чем тут мама и папа, он ко мне приходит каждый день, сколько часов мы проводим вместе. Я должен отвечать за ребенка". И не надо этой дележки.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.