search icoico arrow

Психологический анализ: уровень сформированности учебной деятельности первокурсников

Психологический анализ: уровень сформированности учебной деятельности первокурсников

Важным фактором успешности обучения в вузе является сформированность стиля учебной деятельности студента. Исследования показывают, что причиной неуспешности в первые сессии является отсутствие готовности выпускников школ к обучению в вузе, неразвитость умения работать самостоятельно, рационально распределять свое время, необходимость в постоянном контроле, неготовность к интенсивной умственной работе.

Об учении можно говорить как о "функционально обособившейся деятельности, осознаваемой во всех своих структурных компонентах - целях, мотивах, способах, контрольно-корректировочных и оценочных действиях" Реализуется же деятельность учения в исполнительных действиях, таких как действия уяснения содержания учебного материала, действия обработки учебного материала и контроль выше перечисленных действий.

Для успешной учебы в вузе, студенту необходимо уметь самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, что влечет за собой необходимость максимально совершенного владения учебными действиями. Поэтому задачей преподавателя является не только процесс передачи узкодисциплинарных знаний, но и формирование умения учится, прежде всего на младших курсах.

Изучение учебных умений, сформированных у студентов к началу обучения в вузе, позволяет ставить основные задачи целенаправленного развития учебной деятельности. Проведенное нами диагностическое исследование, методика которого включала письменный опрос, было направлено на оценку наличного уровня различных учебных действий.

В исследовании принимали участие 58 студентов первого курса факультета прикладной математики одного из ВУЗов нашей страны. Само исследование можно условно разделить на два направления. Одно было направлено на изучение умений и навыков, таких как понимание теоретического материала, нахождение закономерностей, способность к логическим выкладкам и доказательствам. С другой стороны рассматривались способы выполнения учебных действий.

Согласно инструкции студентам был предложен теоретический материал, в котором давалось определение математического объекта, вводились действия с этим объектом и рассматривались закономерности множества этих объектов, для самостоятельного изучения. Последующие задания состояли в следующем: сформулировать своими словами новое понятие и привести пример вводимых объектов; найти общую формулу действия над объектами из частного примера и применить эту формулу для другого примера; письменно доказать одно из утверждений, относящихся к множеству рассматриваемых объектов, давая соответствующие пояснения. Тем самым мы хотели рассмотреть: умение пользоваться математической терминологией и уровень понимания абстрактных теоретических формулировок; способность находить общие закономерности из частных примеров; уровень последовательности, содержательности и логичности доказательств.

С первым заданием справилось 73% учащихся, остальные либо делали ошибки в формулировке, либо давали дословное определение и приводили пример непосредственно из раздаточного материала. Закономерность в частном примере была найдена только 46-ю% учащихся. С доказательством утверждения, давая необходимые ссылки на другие утверждения и определение, справились только 4%. Эти результаты поясняют и дополняют данные другого исследования, направленного на изучение субъективных трудностей обучения на первом курсе (1). Среди наиболее весомых причин, студентами приводятся такие, как большой объем информации, интенсивность подачи материала и, как следствие, возникающее непонимание, отсутствие волевых качеств для самостоятельного изучения.

Неумение работать с учебным материалом, а также неразвитость способности организовывать свою самостоятельную работу, являются основными причинами неуспешности обучения на первом курсе.

Истоки проблемы следует искать в школьных требованиях предъявляемых к знаниям учащихся. Чаще всего в школе проверяется знание определений, понятий и формулировок правил, и в меньшей степени идет ориентировка на содержательные характеристики данных типов учебного материала. Поскольку учащимся в полной мере не раскрываются основания отбора подлежащего освоению материала, то они дифференцируют главное и второстепенное, опираясь лишь на формальные признаки тех элементов материала, знание которых является критерием успешности их учебной работы.

Чтобы определить уровень осознания и выделения первокурсниками, как самих учебных задач, так и способов выполнения учебных действий, нами был проведен письменный опрос, где студентам предлагалось описать свою работу при подготовке к семинарам.

Основным учебным действием, указанным более 50-ю% учащихся, было чтение лекций, иногда многократное. При этом отмечалось, что если объяснение на лекции было не понято, то возникали проблемы и с дальнейшим самостоятельным разбором материала.

Иногда используются такие способы, как выписывание, заучивание, повторение или устное проговаривание. Тезисное изложение или самостоятельное письменное доказательство с опорой на конспект используют единицы. Использование дополнительной литературы наблюдается менее чем у 20% студентов, и только у 5% сравнение материала из различных источников. При решении примеров чаще наблюдается решение по аналогии, чем решение с опорой на теорию. У многих первокурсников слабая познавательная мотивация, с учебным материалом работают не систематически и в основном при условиях контроля со стороны преподавателя.

Необходимость формирования учебной деятельности не оставляет сомнений. При этом роль преподавателя можно определить как объясняющую, причем не только содержание материала, но и критерии его отбора для изучения, а также связь с другими дисциплинами и возможность применения; направляющую, дающую ориентиры среди учебной и научной литература, а также среди способов работы с теоретическим материалом; корректирующую и контролирующую посредством опросов, бесед, коллоквиумов.

На первом курсе особенно важно общение студентов с преподавателями пока у них не развиты навыки самоопределения и самоосознания учебной деятельности.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.