search icoico arrow

Психолого-валеологический статус

В современной педагогике нет более актуальной проблемы, чем решение задачи соответствия объема знаний с психическими и физиологическими кондициями обучающихся, т.е. психолого-валеологическим статусом. При этом надо отчетливо понимать, что отклонения в сторону как большего объема знаний, так и сниженного объема знаний почти в одинаковой степени отрицательно сказывается на валеологический статус: в первом случае это приводит к переутомлению организма, а во втором случае к его социальной дезадаптации. Вот почему поиск объективных критериев, позволяющих контролировать степень соответствия используемых педагогических нагрузок уровню индивидуальных психолого-физиологических потенций учащихся является определяющим условием для создания здоровьесберегающих вариативных технологий в образовании.

Это далеко не революционное решение является главным объектом внимания в программе “Образование и здоровье”, принятой правительством г. Москвы в 1998 г. Вместе с тем отличительной особенностью данной программы столичного образования является не сам факт осознания подобного бесспорного утверждения, а конкретизация тех подходов, внедрение которых в образовательное пространство позволит в реальных условиях многопрофильного школьного процесса объективно отслеживать степень соответствия педагогических нагрузок уровню психолого-физиологических потенций учащихся. Вот почему первый и второй раздел программы (а всего их 4) предусматривает внедрение в практику принципиально новых объективных методов психолого-валеологического мониторинга (т.е. динамичного отслеживания индивидуальных психолого-физиологических потенций учащихся).

В чем же отличительная особенность новых подходов психолого-валеологического тестирования от тех, которые традиционно использовались в образовательных учреждениях? Напомним, что за основу для дифференциации педагогических нагрузок принималась медицинская карта здоровья учащегося, предполагающая трехбалльную шкалу оценок. При этом оценочные баллы выставлялись представителями органов здравоохранения на основе так называемой патологической отягощенности учащихся.

За неимением времени я не стану углубляться в теоретическую дискуссию – в какой степени патологическая отягощенность организма не отражает истинную характеристику реальных адаптивных резервов организма. Более существенны те проблемы, которые на практике препятствовали образовательному процессу в целом.

Так у лиц, относящихся к 1-ой группе здоровья, данная методика вовсе не предполагала никаких ограничений для любой современной педагогической технологии, в то время как у детей, относящихся к 3-ей группе здоровья, медицинские ограничения почти полностью исключали эффективный педагогический процесс. Другими словами, представители первой группы здоровья были потенциальными жертвами не отвечающих за сохранение здоровья педагогических новаций, а представители третьей группы – в известной степени исключались из полноценного образовательного процесса.

К сожалению, в отведенное время для моего сообщения я не имею возможности подробно остановиться на физиологической обоснованности внедряемого нами комплексного метода валеологического мониторирования, основные элементы которого представлены на соответствующих плакатах. Отмечу только основные концептуальные отличия данного комплексного подхода, к настоящему времени апробированные в том числе в ряде образовательных учреждений г. Зелинограда.

Каждая из используемых методик адаптирована к условиям как общеобразовательных учреждений, так и к специализированнынм, например, с контингентом учащихся, имеющих медицинские ограничения (школа надомного обучения). Каждая методика, объективно оценивающая уровень резерва адаптационных процессов основных физиологических функций организма (обмен веществ, иммунитет, дыхательная, сердечно-сосудистая, дезинтоксикационная и сенсомоторная) может выполняться не только педагогическим коллективом школы, но даже самими учащимися старших классов. При этом за считанные минуты методики фиксируют в количественном виде степень функциональной активности каждой из перечисленных ситсем, а прилагаемые программы многопараметрового анализа позволяют установить соответствующий индивидуальный баланс основных здоровьесберегающих физиологических функций организма в целом. Из подобной “розы ветров” в каждом конкретном случае легко видно, по каким системам и в каких сочетаниях имеются проблемы в плане их напряжения, что позволяет дифференцировать не только режим обучения. Но и конкретизировать комплекс методов педагогической коррекции, включая рекомендации по оптимизации питания, фито- и физиопроцедурам, а также выбор адекватных физических нагрузок по их профилизации (циклические, ациклические, групповые, индивидуальные и т.д.) интенсивности и длительности.

Как мы видим, в предлагаемом варианте отбор адаптивных обучающих технологий становится прерогативой самого учебного заведения, которое способно оценить объективно индивидуальный адаптивный статус учащегося вне зависимости от того, к какой группе здоровья он относится на основе медицинского тестирования.

Помимо этого, сама методика валеологического мониторинга естественным способом интегрируется в общеобразовательный процесс, что позволяет учащемуся и его родителям заинтересованно и информативно выстраивать адекватную систему взаимосвязи образовательной, воспитательной и коррекционно-развивающей компонент образовательного пространства.

В заключение подчеркну, что за короткий срок (с декабря 1998 г.) усилиями окружного комитета образования г. Зелинограда в рамках общегородской программы “Образование и здоровье” достигнуты следующие результаты:

На базе школы надомного обучения (директор Забелина Т.Н.) при консультативной помощи городского медико-психо-педагогического центра (зав. Беликов Ю.Н.) освоен и внедрен в практику обследования комплекс для валеологического мониторинга, аналогичный представленному выше.
Проведено первичное валеологическое тестирование всех учащихся школы надомного обучения силами персонала школы, а также обучены к использованию соответствующих методик некоторые учащихся данной школы имеющие ограничения по физическому и соматическому развитию. Последнее мероприятие принципиально важно в плане решения сложной проблемы социальной адаптации детей-инвалидов.

На базе детской поликлиники г. Зелинограда проведено полное валеологическое тестирование детей, относящихся к группам риска по задержке умственного развития и актуальным соматическим заболеваниям (в частности, легочной системы, иммунитета и желудочно-кишечного тракта). Причем, перечисленное тестирование скоррелировано не только с указанными медицинскими группами риска, но и со степенью поражения генетического аппарата иммуннокомпетентных клеток данных детей.

Проведен массовый скрининг состояния обмена веществ, иммунитета и экскреторно-инкриторных функций почек и дыхательной системы детей различных возрастов школы 1149 с целью выявления возможных токсических воздействий окружающей среды в совместной программе с санэпиднадзором г. Зелинограда.

По результатам первичного мониторинга создан банк данных по валеологической паспортизации учащихся г. Зелинограда, на основе которых предполагается осуществлять динамичный контроль за здоровьесберегающей эффективностью используемых методов образовательных технологий и педагогических коррекционно-развивающих мероприятий.

С учетом небольшого интервала времени (с февраля 1999 г. по май 1999 г., т.е. за 3,5 месяца) данный объем работ не мог быть выполнен ни одним из альтернативных подходов, что свидетельствует об экономической целесообразности его (материальные затраты на данный объем валеологического мониторинга составили 100.000 рублей, включая подготовку специалистов и эксплуатационные расходы оборудования).

Благодарю за внимание.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.