search icoico arrow

Разработка электронных средств обучения для начального и среднего профессионального обраразования

В настоящее время профессиональное училище № 17 г. Тамбова проводит экспериментальную работу по теме «Реализация принципов личностно-ориентированного обучения при использовании дистанционных образовательных технологий в начальном профессиональном образовании».

Основными целями и задачами экспериментального исследования являются:

формирование педагогической технологической концепции формы ДО в учреждениях НПО;
обеспечение индивидуализации и дифференциации образования;
повышение эффективности учебно-воспитательного процесса;
создание программно-методического комплекса, позволяющего осуществлять профессиональную подготовку в форме ДО;
разработка учебных планов и программ для подготовки; квалифицированных рабочих по профессии «Оператор ЭВМ», «Радиомеханик», «Закройщик», обеспечивающих осуществление формы ДО и требования государственных образовательных стандартов по профессиям;
выход в единое образовательное пространство в рамках РФ и обеспечение возможности обучаемому получения образования в любой точке образовательного пространства;
формирование у обучающихся глубокой мотивации к активной учебно-познавательной деятельности, эмоционально-волевого компонента, потребности в саморазвитии.
Таким образом, одним из важнейших направлений экспериментального исследования является создание информационной образовательной среды, включающей в себя электронные учебники, справочники, электронные лабораторные практикумы и задачники, обучающие и тестирующие программы, специализированные пакеты прикладных программ и графических систем проектирования, а также баз данных для хранения и автоматической обработки результатов учебного процесса, отвечающих поставленным задачам.

В настоящее время в ПУ №17 разработаны следующие электронные дидактические средства для различных профессий:

Электронный каталог библиотеки.
Важное место среди электронных средств обучения занимают ЭУ, отличие которых от традиционных заключается в том, что в них используются специальные методы глоссарного обучения и упражнения для алгоритмического обучения, соответственно для усвоения знаний и умений. ЭУ представляют собой WEB-документы, разработанные в соответствии со стандартами профессий. ЭУ имеют модульную структуру, что позволяет расширять содержание и функциональное назначение отдельных фрагментов, и содержат субмодули диагностики, учебной информации, лабораторных работ, аттестации и статистики. Основной текст содержит необходимые ссылки к файлам справочно-информационного блока. Использование системы гиперссылок дает возможность обучаемому выбирать маршрут изучения материала. Основными этапами самостоятельной работы учащихся с ЭУ являются:

работа с гипертекстом основного материала;
работа с источниками, размещенными в справочно-информационном блоке курса;
работа со вспомогательными массивами информации, включенными в справочно-информационный блок;
работа с тестовыми заданиями курса.
Структура контроля и обратной связи разрабатываемых электронных дидактических средств содержит систему тестов, позволяющую оценивать уровень усвоения обучающимся каждого раздела, тесты итогового контроля. Кроме того, обучающийся может отправить свои ответы и задать интересующие его вопросы по электронной почте.

Тесты ЭУ и других электронных дидактических средств (обучающее-контролирующих, тестирующих программ), удовлетворяя обязательным требованиям, предъявляемым к тестовым заданиям – надежности, валидности, определенности, однозначности, устойчивости - позволяют получать объективную оценку знаний, умений и навыков, выявлять индивидуальный темп обучения, а также проблемы в подготовке квалифицированного рабочего.

Тесты построены в виде одной из следующих форм или их комбинаций:

закрытой, предусматривающей выбор обучаемым одного или нескольких правильных ответов из предложенного набора;
открытой, предусматривающей самостоятельную формулировку и ввод ответа в виде целого, вещественного числа, целого выражения;
на соответствие, предусматривающей установление обучаемым правильного соответствия между элементами двух множеств;
на установление правильной последовательности, предусматривающей указание обучаемым правильного порядка в перечисленном наборе элементов.
Для заданий с выбором одного или нескольких вариантов ответов предусмотрены следующие виды: задания с двумя, тремя и большим числом ответов. Задания с двумя ответами используются в целях избежания односложных ответов типа «да», «нет», усложняя познавательную деятельность обучающихся. Для других видов заданий использовались основные принципы композиции заданий в тестовой форме – принцип противоположности, противоречия, классификации, аккумуляции, сочетания слов, правило цепочки.

Результаты тестирования накапливаются в файле статистики. Использование контролирующих программ на учебных занятиях помогает за короткое время проконтролировать усвоение значительного числа учебных элементов, а также в определенной степени получить представление о способностях обучающихся к систематизации, классификации, логическому и ассоциативному мышлению, о степени формирования у них общеучебных умений.

Основные функции и возможности ЭУ:
оптимизация и модернизация процесса обучения;
возможность самостоятельного изучения учебного материала;
обеспечение многоуровневости, вариативности, гибкости, личностной ориентации образовательного процесса;
повышение социальной и профессиональной мобильности обучающихся, уровня мотивации;
расширение кругозора;
формирование моделей познавательной и профессиональной деятельности;
использование учебника в качестве дидактического средства дистанционного обучения и самостоятельной работы.
Электронный учебник по предметам ”Базы данных и Языки программирования” предназначен для использования в процессе теоретического обучения предметам ”Базы данных” и ”Основы информатики” и интенсификации учебного процесса на основе применения новых информационных технологий, обеспечения возможности самообразования, дистанционного обучения по предмета.

В ЭУ «Базы данных» проектирование и методы работы с базами данных рассмотрены на примере популярной СУБД FoxPro. ЭУ включает основные понятия баз данных; методы проектирования баз данных FoxPro (проектирование структуры таблицы, экранных форм, отчетов, запросов); вопросы работы с данными и анализа баз данных (запросы RQBE и SQL, запрос к реляционно-связанным БД, выполнение запросов), использования макроопределений для оптимизация баз данных.

Электронный учебник по предмету ”Информатика” обеспечивает возможности самообразования, дистанционного обучения предмету “Информатика“ и интенсификацию традиционного учебного процесса на основе применения новых информационных технологий.

Учебник «Информатика» включает основные понятия теории информации и информатики, алгоритмизации, теоремы, символику и функции математической логики; в нем рассмотрено аппаратное и программное обеспечение ЭВМ, вопросы программирования на языках программирования Basic и Pascal (структура программы, переменные и константы языков программирования, резервированные слова, представление данных, основные выражения, операции и операторы языков, массивы, функции, процедуры, файлы, структуры данных). Большое внимание уделено практической реализации алгоритмов с использованием языков программирования Basic и Pascal. Предусмотрено использование ЭУ в комплексе с традиционным дидактическим средством (Кейс-технология).

Электронный учебник по интегрированному предмету «Специальная технология – ПО» для профессии «Монтажник РЭА» обеспечивает возможности самообразования, дистанционного обучения предмету «Специальная технология – ПО» для профессии «Монтажник РЭА и приборов.

Основными разделами ученого пособия для обучающихся профессии «Монтажник РЭА» являются: технология электромонтажных работ и работ с печатными платами, технология сборочных работ, виды технологической документации, методы контроля и монтаж электромеханизмов, монтаж коммутационных каналов. Введена дополнительная глава, посвященная новым технологиям монтажа.

Комплекты обучающе-контролирующих программ. Назначением программ является обучение и контроль успешности усвоения знаний по предметам для обучающихся по различным специальностям ПУ17.

В комплект входят файлы, содержащие теоретический материал (Web-документы, которые могут включать в себя различную текстовую и графическую информацию). После каждого раздела обучаемому предлагается пройти один или несколько тестов. Результаты тестирования заносятся в файл статистики.



Тренажерный комплекс предназначен для систематизации и комплексного использования электронных средств обучения, осуществления мониторинга.

При выборе предмета открывается окно, в котором приведен список разделов предмета и список соответствующих тестов, а также предусмотрена возможность работы с лабораторными практикумами и ознакомления с контрольными вопросами. При выборе раздела предмета загружается форма просмотра текста. Аттестация производится путем выполнения тестовых заданий с накоплением итогов в субмодуле статистики.

Пакеты контролирующих программ для промежуточного и итогового контроля.

Для генерации вопросов используется базы данных в целях исключения выявления правильных ответов учащимися.

Электронные терминологические словари. Предназначены для фундаментальной подготовки обучающихся по профессиям ПУ-17 и интенсификации учебного процесса на основе применения персональных ЭВМ, повышения эффективности и модернизации образовательного процесса; обеспечения доступности терминологического материала; развития умений самостоятельного ознакомления с учебным материалом.

Программным обеспечением, необходимым для работы с электронными учебными пособиями, являются: операционная система Windows 98(2000), программа просмотра (Internet Explorer). Средства разработки: HTML, Java Script, Delphi.

В ПУ №17 проводится работа по созданию базы данных, содержащей результаты учебного процесса и обеспечивающей наглядность и эффективность процесса контроля за обучением; систематизацию и обобщение данных об успеваемости обучающихся; оптимизацию управления образовательным процессом.

Одной из составных частей информационной образовательной среды ПУ-17 является база данных, содержащая информацию о библиотечном фонде библиотеки ПУ-17, связанная с библиотечным фондом ТГТУ.

Назначением электронного каталога библиотеки ПУ-17 является оптимизация работы с фондом библиотеки ПУ-17.

Электронные дидактические средства, созданные в ПУ-17, могут быть использованы при подготовке квалифицированных рабочих в начальном профессиональном образовании и средне-специальных учебных заведениях как средства дистанционного обучения, так и на традиционных и комбинированных уроках (при изучении нового материала, на этапе закрепления материала, для повторения и обобщения изученного материала), а также при самостоятельной работе с учебной информацией. Создание и развитие информационной образовательной среды ПУ-17 может способствовать синтезу и накоплению структурированных образовательных ресурсов.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.