search icoico arrow

Рейтинги разные, а лидеры те же

Все уже привыкли к рейтингам бизнес-школ, составляемых изданиями Financial Times, Business Week, US & World Report. Однако существует еще масса других, причем эти другие, используя иные критери оценки, петендуют на большую объективность. Оставив эту претензию без коментариев, заметим лишь, что свежие рейтинги Wall Street Journal, Forbes и исследовательской компании Universum так же достойны внимания.

Версия Wall Street Journal

Ведущая американская деловая газета Wall Street Journal при поддержке исследовательской группы Harris Interactive опубликовала новый рейтинг ведущих бизнес-школ мира, составленный на основе опроса корпоративных рекрутеров.

Хоть такой способ оценки школ и вызывает неоднозначную реакцию, все же мало кто решиться спорить с тем, что именно работодатель в конечном итоге и определяет целесообразность получения бизнес-образования. Ведь подавляющее большинство учиться на МВА ради дальнейшей блестящей карьеры. Оценивая знания, опыт, профессионализм выпускника МВА, нанимаего на работу, компания одновременно дает оценку и качеству преподавания в школе, которую он закончил. Первое место занял бессменый лидер большинства последних рейтингов Warton School университета Пенсильвании.
Wharton признана лучшей школой по поодготовке топ-менеджеров для инвестиционых и консалтинговых компаний. Ее академический уровень был высоко оценен практически всеми рекрутерами. Она попала в десятку сильнейших по всем специализациям, за исключением информационных технологий.

Однако рекрутеры в качестве параметров оценки школ используют не только уровень преподавательского состава или учебных курсов. Большое значение для них имеют также коммуникативные способности студентов, их карьерные запросы. К примеру, бизнес-школа Стенфордского университета, демонстрирующая высокое качество подготовки, тем не менее пользуется дурной славой у работодателей в связи с тем, что в период бума МВА в середине 90-х годов ее выпускники проявляли непомерные амбиции, высокомерно отказываясь от предложений традиционного бизнеса в угоду набирающих обороты ультрамодных интернет-компаний. В связи с этим она занимает всего лишь 30 место. Чрезмерным самомнением, по оценкам рекрутеров, страдают и выпускники Harvard Business School: эта школа оказалась на восьмом месте.

Рейтинг этого года был составлен путем опроса 2191 рекрутеров. Им предлагалось оценить только те школы, с которыми они сотрудничают. Школы оценивались по 26 параметрам, включающим, помимо упомянутых, аналитические способности студентов, их личные этические качества, лидерский потенциал и корпоративный дух.

Место школы в рейтинге зависело еще и от ее популярности, то есть количества упоминаний. Что тоже немаловажно для поступающих: чем больше связей с работодателями, тем лучше для студентов.
Свежий рейтинг принес несколько сюрпризов. Прежде всего, в него не вошли две ведущие европейские школы - INSEAD и IMD. Выпускники французской школы, по мнению работодателей, не обладают достаточными знаниями из-за того, что срок обучения в INSEAD сокращен с двух лет до года. Кроме того, они крайне самонадеянны и переоценивают свои реальные возможности. Швейцарская же школа покинула рейтинг по другой причине: в IMD на программе full-time учится всего около 90 студентов, и по числу упоминаний рекрутерами школа не добралась до топ-списка этого года.
Другой сюрприз - резкое снижение позиций ряда школ. University Texas в Остине опустилась с седьмого на тринадцатое место. Рекрутеры отметили, что выпускникам этой бизнес-школы не хватает профессионализма. Та же проблема у New York University (Stern). Что же касается испанской школы ESADE и University of Illinois, то снижение их рейтинга связано с тем, выпускникам не хватает опыта работы, особенно в международных компаниях.

Среди школ, которые, наоборот, повысили свой рейтинг, - Brigham Young University, Vanderbilt University и мексиканская (!) Instituto Technologico y de Estudios Superiores de Monterrey (ITESM). Особенно работодатели отметили Vanderbilt's Owen Graduate School of Management за ее качественную программу по финансам, целеустремленность и настойчивость выпускников и их умение работать в команде. Мексиканская школа ITESM, возглавившая список неамериканских школ, получила хвалебные отзывы за выдающиеся аналитические способности и стратегическое мышление своих студентов, а также их глобальное видение бизнеса.

Дополнительно к общему рейтингу впервые в этому году был составлен список десяти ведущих бизнес-школ из других стран. Интересно, что первые две позиции заняли мексиканские школы бизнеса, в него также вошли три испанские, две французские, две канадские и одна британская школы.

Версия Forbes

В период многочисленных корпоративных скандалов, неустойчивого фондового рынка и сокращений штата особенно актуальным становится вопрос об окупаемости затрат на МВА. Именно с этой позиции оценивает бизнес-школы журнал Forbes.

По данным последнего исследования 85 школ, больше всего повезло выпускникам МВА 1998 года. За пять лет они смогли утроить зарплату по сравнению с тем, какой она была до поступления на МВА. Доход выпускника МВА увеличился на 11%, а доход среднего американца за это же время - на 2,5%.

По степени окупаемости уже третий год подряд лидирует бизнес-школа Гарварда. Спустя пять лет после окончания школы ее выпускники полностью компенсирует затраты на обучение. Кроме того, они получают гораздо большую зарплату, чем прежде. В прошлом году средний доход выпускника МВА Гарварда составил $195 тыс.

И хотя доходы выпускника МВА обычной школы несколько ниже, процентная окупаемость затрат, как правило, положительная. Среднее увеличение зарплаты выпускника МВА University of Iowa's Tippie School of Business составляет 93 000 долларов. Но уже через два с половиной года выпускники Tippie полностью окупают свои затраты, тогда как выпускникам остальных школ на это требуется в среднем 3.1 года. Самую быструю компенсацию вы можете получить в Европе, где популярны однолетние программы МВА (например, IMD и INSEAD).

Исследование Forbes вывело данные об окупаемости затрат на обучение в бизнес-школе в долларах и центах. В отличие от остальных рейтингов бизнес-школ, исследование не проводилось на основе опроса мнения рекрутеров. В этом году сотрудники Forbes разослали 18 000 анкет 99 выпускникам Full-time программ МВА, при этом доля ответивших составила 28%. Чтобы определить прибыль выпускников спустя 5 лет по окончании программы, респонденты указывали размер своей зарплаты до поступления в бизнес-школы и размер компенсации через три года после выпуска. Впервые в этом году составители рейтинга произвели сравнительный анализ компенсаций сразу после выпуска с учетом затрат на обучение (стоимость обучения плюс потери в доходах за счет невыплаты зарплаты на период обучения) и показателей того роста дохода, который был бы у студентов, если бы они остались работать на прежнем месте. Размер прибыли учитывался с учетом курса валюты 1996 года, а размер заработной платы был скорректирован с учетом прожиточного минимума. Кроме того, из числа участников рейтинга исключались школы, в которых процент респондентов составил менее 15%. Например, если вы выбрали элитную школу Stanford, за весь период обучения вам придется заплатить в среднем 225 000 долларов, а также распрощаться со стабильным рабочим доходом в течение двух лет обучения в бизнес-школе. Житель штата Айова, поступающий в бизнес-школу штата, например, лишается 90000 долларов.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.