search icoico arrow

Сетевой человек. Интервью с Е.Д.Патаракиным

«Злобный, хитрый, но добрее меня поискать», - так характеризует себя сам Евгений Дмитриевич Патаракин, а еще хочется добавить: деятельный, мобильный и грамотный, любящий детей и коммуникации. Этот человек написал более 80 книг и статей, участвовал во многих российских и международных проектах. Вызывает уважение стиль его работы, ответственность, профессионализм.

Только почему злобный?

Почему злобный? - денег и поддержки нет, а сделать надо, и злобные делают все гораздо быстрее, чем можно представить. С годами, правда, добрее становлюсь. Может денег и поддержки больше.

А как Вы пришли в Сеть или она пришла к Вам?


Приходит, конечно она. Потому что, пока нет Сети, в нее и не попадаешь. «Где Сеть, там и я», - говорил я раньше, но после того, как мы летом 2000 подключили к сети несколько сельских школ, то жизненная позиция стала более активной. Теперь говорю "Где я, там и сеть".

В самом начале 90-х гг. была развернута локальная сеть школы у нас в Переславле, но я не участвовал в первых проектах Велихова, где в содружестве работали переславские дети и дети США. По этому поводу в Переславле ходят байки. Первые сообщения, отправляемые по эл.почте в эти годы, визировал первый отдел. Сначала дети их писали, потом распечатывали, визировали, а потом отправляли в Америку. Практически, пересылка IP-пакетов на лошадях, потому что такая перписка занимала массу времени. Ведь и сама Сеть в те времена была ужасно медленная.

Потом мы построили российский сервер, который работал по технологии BBS, т.е. там можно было записать свое сообщение, скачать информацию. Об этой работе я написал тогда статью в «Internet Society NEWS» (1993) «New educational BBS established in Russia».

Горжусь не статьей, а тем, что она попала в один из самых первых выпусков этого журнала. Там еще рассказывали, что такое Интернет.

У меня лично сложилось впечатление, что Переславль-Залесский – довольно скрытая организация, открытая «выборочно». Многие проекты не делаются достоянием всего сетевого общества, многие результаты так и остаются внутри тех организаций, где были проведены. Это не так?

Нет, конечно. Маленький город. Много команд, которые работают по разным направлениям информатизации, разные подходы. Есть Юрий Абрамович Первин, у него свой проект, есть – международный детский компьютерный центр, у них свои коммерческие проекты, есть просто Гороно, которое тоже присутствует. Есть общий беграунд, который создан Институтом Программных Систем РАН.

Они развивают свои телеккомуникации в городе, прокладывая телекоммуникационные дороги. Теперь эти пути-дороги надо как-то осваивать, научиться по ним ездить. Народ делится опытом, другое дело, что их опыт обладает определенной спецификой: например, многие вещи разработаны под Linux.

А методики – в Сети, на сайте Учкома, технологии – это Ботик. Ботик достаточно законспирированный ресурс, хотя он содержит интересные и даже ценные для педагогов материалы.

Мы жили в условиях, когда никакой рекламной кампании мы не проводили и проводить не могли. У нас сложился круг своих посетителей, и их достаточно много. Мы рады всем, кто нас посещает.

Евгений Дмитриевич, что такое, по-Вашему, культура? Какого человека Вы бы назвали культурным?

Я определяю культуру на уровне ощущений. Культура в человеке всегда чувствуется. Можно, конечно, сказать, что культура – это определенный набор знаний и навыков, а бывает так, что человек может знать всего понемногу, но быть просто приятным, уметь общаться и его тоже можно назвать культурным.

А что такое тогда информационная культура – термин, который появляется все чаще на страницах газет и журналов?

Когда человек живет в информационном обществе и пользуется его (общества) средствами грамотно, хорошо, удобно – это и есть проявление информационной культуры.

Не очень понятно, как это, «культурно пользоваться средствами информационного общества»?


Есть некий набор средств: фильмы, книги, которыми человек пользуется, и это зависит от широты проектов, в которых он участвует, от направлений сообществ, в которых он живет. Все это постепенно накладывается, приумножается и переходит в какое-то качество.

А что такое «сетевой этикет»?

Про сетевой этикет много написано. Когда формировалась информационная культура, формировались и очень жесткие правила. В разных сообществах было по-разному. Люди ценили свое время, но гораздо больше – стоимость информации. Сегодня для многих людей стоимость информации не видна (они имеют хороший доступ на работе, в школах, вузах, плата за домашний Интернет многих устраивает), и они стали загружать друг друга лишней информацией. Здесь очень хорошо, кстати, видно информационно бескультурных людей.

Когда человек в восторге от найденного хочет поделиться этим со всем миром, это добрый порыв, но свидетельствующий о полном бескультурии. С информацией надо обращаться достаточно бережно, думая о том, насколько она нужна тому человеку, которому вы ее посылаете. В отличие от простого разговора, для многих людей – это время, деньги. Про это всегда надо помнить. Моя дочка, например, смотрит Наталью Орейро, а потом папе присылает bmp файл с фотографией из последнего фильма. Для нее в условиях 100 Мбитного канала это ничего не стоит, а для меня получение такого письма заняло 2 часа по модемной связи. И в конце концов, моя нелюбовь к Наталье может только усилиться. Больше, правда, моя дочка таких вещей не делает. Есть еще несколько моментов, которые считаются неприличными: цитировать весь список сообщений, которые вам пришли или пересылать файл независимо от того, просили вас или нет.

А дочка работает в Сети давно?

Она живет в Сети класса с первого, и ради нее я и создал интернет-студию. Началось все с начальной школы «Почемучка» в Переславле. В течение трех лет все ребята ходили в Интернет-класс, и у них был свободный доступ. Все, что дети делали в школе, мы фиксировали на видео, фото, записывали звуки, и все это было доступно в Сети, для родителей. Вот только несколько ярких проектов.

«Международные сетевые олимпийские игры» - это американский проект The Academy Special Events TeleOlympics2002. В течение недели ребята всего мира собираются у себя в школах и бегают, прыгают, играют в игры, а потом результаты выставляются на сайте и подводятся итоги, вручаются дипломы. Мы не только представляли для этого сайта текстовые результаты, но и видео- и фото информацию по каждому дню. Мы были единственной такой школой. Из гифов мы даже делали спортивные мультики. В каком-то году победила наша школа, и нам пришел диплом, подписанный кем-то из олимпийских чемпионов. uchcom.botik.ru/why/Pages/sport.ru.html

Был проект, когда художник из Голландии присылал своих анимированных животных, они у нас размножались, дети для них что-то писали, рисовали и отсылали ему обратно.


Был красивый проект с виртуальным классом, когда мы строили общий остров, и так он у нас удался, что даже получили Special Merit Award.

Был проект «Сказки моей бабушки», когда дети собирали рассказы своих бабушек и дедушек и рисовали генеалогические деревья.

Проект «Новый школьный дневник». После окончания школы обычно остается бумажный дневник, в который потом редко, но заглядываешь. Мы же писали именной CD-диск для каждого. В нем были материалы школы, проекты, интервью. Когда мы раздавали эти диски, многие, я думаю, не поняли, что происходит, но лет через 5 для них это будет гораздо более информативным, чем обычный дневник. Я всегда рассказываю стихотворение Анны Ахматовой – предвестника этого направления:

И если дальний путь мне предстоит,
вот легкий груз,
который мне под силу
с собою взять
Чтоб в старости, в болезни,
быть может, в нищете,
Припоминать закат неистовый
И полноту душевных сил
и прелесть милой жизни.


Она, очевидно, имела ввиду CD-диски.

Вы по жизни мобильный человек?


Да. Черезвычайно. Я много перемещался по миру. Мы постоянно делаем летние лагеря одновременно в Переславле и Нижнем Новгороде. Раньше лагеря были человек на 120 детей и взрослая команда – человек 30. Валера Руденко был инициатором в Переславле. Тогда было много студентов, которые работали с нами. http://school-sector.relarn.ru/efim/4mistakes/2001/kop_2001_049.htm. Было интересно смотреть, как проект начинается, например, в Нижнем, потом перемещался в Переславль и там становился совсем иным, и наоборот. Мы переносили идеи из одной области в другую, инода используя телекоммуникации, иногда - CD-диски. Этот опыт мы продолжали и в этом году, когда была сеть переславских лагерей, в Нижнем 2-3 школы, подключился Красноярск. Все они были построены по одной идеологии, и это важно для меня – вести приемственность от одного лагеря к другому, использовать наработанное за прошлые годы, отталкиваться от чего-то открытого и познанного. Например, еще в 70-е гг. были проекты по квестам, с начала 90-х ThinkQuest и Virtual Classroom пять - шесть лет отработали с конкретными результами и выводами, а сейчас мы начинаем разрабатывать это направление опять почти с нуля.

Я слышала, что Вы работаете со слепыми детьми?

По проекту "Прожект Хармони, Инк.". С апреля этого года они открыли 7-8 школьных «точек» по России. Я попал в эту работу как Нижегородский координатор. Пока я начал работать с учителями, которые будут учить этих детей. Степень слепоты у детей разная, а техника у них обычная, только большие мониторы. Хотя есть специализированный софт со звуком, но самое главное – должны быть брайлевские клавиатуры, стоимость которых в несколько раз больше, чем сам компьютер, а вот их то пока нет. http://www.newability.nnov.ru/

Кого Вы считаете своим учителем по жизни?

Я дружил с Пейпертом. Он научил меня многому. И я горжусь тем, что пил с ним кофе на его кухне в Питере. У американцев есть такое понятие «дипломатия кухонного стола». Они считают, что нигде так хорошо нельзя узнать человека, как завтракая с ним. Почему-то именно завтракая. Важнее на кухонке посидеть, чем доклад послушать. Глубже и искреннее получается.

У Вас есть какие-нибудь помощники или Вы все делаете в одиночку?

Я начинал работать с детьми по биологии (я соровский учитель по биологии как ни странно). Я начинал в средней и старшей школе и понял, что отношения надо строить очень аккуратно. В основном информационные проекты веду я один.

Мне показалось, что Евгений Дмитриевич по сути своей – странник-одиночка. Он привык опираться на свои силы, надеяться на свои возможности. Он самодостаточен и самоотрешен, стремясь к более высоким вершинам.

* * * *

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.