search icoico arrow

Современные проблемы изучения агрессивности подростков

Современные проблемы изучения агрессивности подростков

Происходящие в стране социальные, культурные, экономические изменения влекут за собой различные приспособительные реакции всех слоёв общества. Не могут безызменными остаться и характер и особенности процесса воспитания. Возросшая необходимость уделения большего времени решению экономических проблем семьи оставляет без должного внимания вопросы воспитания детей. Экономически угнетённые слои населения, не сумевшие адаптироваться к условиям рынка, всё больше алкоголизируются, предоставляя почву различным криминальным влияниям; семья же, являясь первым и основным субъектом социализации подростка, привносит элементы противоправного поведения в развитие личности ребёнка.

Однако, не только демонстрацией моделей противоправного поведения опасны алкоголизирующиеся семьи. Сочетая в себе низкий культурный уровень, незаинтересованность, а зачастую утилитарный подход к детям, такие семьи формируют у детей определённый тип личности, реализующий себя в различного рода девиациях и противоправном поведении.

Одной из черт, детерминирующих девиантное поведения, является агрессивность. В отличие от агрессии - акта индивидуального либо коллективного поведения, направленного на причинение физического или психического вреда, - агрессивность - это устойчивая черта личности, то есть готовность к агрессивному поведению, обладающему вышеуказанными характеристиками.

Играя в филогенезе развития животных и человека важную роль, агрессивность является естественно присущей каждому человеку, однако выражена она у всех по-разному.

Различны и пути её реализации, а также - возможность её контроля. Совершенно уникален и сложен по своей структуре феномен подростковой агрессивности, развивающейся на почве целого комплекса детерминант. К психофизиологическим основам агрессивного поведения подростков можно отнести смену гормонального фона и скачок роста. Высказываются мнения, что осознание собственного образа "Я" не успевает за реальным ростом физической силы, отсюда неоправданное применение силы в выяснении отношений. К социальным детерминантам можно отнести типичную подростковую реакцию группирования с последующей расстановкой статусов в группе и постоянной необходимостью поддерживать их.

При соответствующем воспитании и понимающем отношении к актуальным проблемам подросткового возраста можно значительно снизить эффекты подростковой агрессивности, так как социализация агрессии начинается именно в семье. И в этом плане превентивные меры по коррекции родительско-детских отношений (пересмотр семейных традиций и эмоционального фона отношений, анализ и выработка адекватных способов наказания, реакция родителей на агрессивное поведение детей, ограничение доступа к каналам поступления агрессивной информации (теле-, видео-, радио-)) могут сыграть решающую роль.

Наиболее распространённой формой психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, является тренинг социальных навыков. Такая техника коррекции в некоторых случаях оказывается эффективное, но имеет ряд недостатков:

эта техника позволяет снимать симптомы нарушений поведения, но не влияет на их причину;
техника не имеет средств для профилактики нарушений поведения;
оказывает кратковременный эффект;
не позволяет получить "эффект переноса" в ситуации, где желаемое поведение не было предметом тренировки.

Таким образом, при выборе стратегии психокоррекционной работы необходимо учитывать и внешнюю (психосоциальную) детерминацию функционирования личности и внутреннюю (интрапсихическую). В этом плане плодотворно развивается когнитивно-поведенческое направление в групповой психотерапии, где наряду с классическими процедурами поведенческой терапии применяется техника когнитивного переструктурирования - формирование способности к осознанию сущности и последствий собственного поведения, ответственности, правильных установок и привычек.

Ещё один прогрессивный подход в этом направлении обозначили Фридман и Розенман, отнёсших все формы поведения к двум моделям: типа А и типа В. Такая классификация стала возможна в результате выявления корреляции между риском сердечно-сосудистых заболеваний и особенностями поведения. Как выяснилось, к сердечно-сосудистым заболеваниям более склонны люди, использующие поведение типа А, характеризующееся соперничеством, стремлением быть первым и, как следствие, агрессивностью. У людей с поведением типа В такие характеристики не обнаруживались. Наиболее оптимальным считается промежуточный тип поведения АВ, где поведенческие реакции гибки и адекватны, а агрессивность умеренная. Основываясь на данной теоретической базе, возможно разработать систему перевода модели поведения типа А в промежуточную модель АВ, с соответствующим снижением агрессивности.

Представляется продуктивным в коррекции агрессивного поведения подход, отталкивающийся от развития личностных черт антагонистов агрессивности. Так, например, развитие эмпатии должно способствовать повышению сопереживания другому человеку и, как следствие, снижению агрессивности по отношению к последнему.

В рассмотренных нами вопросах подростковой агрессивности необходимо обозначить основную мысль, заключающуюся в том, что вряд ли можно обойтись лишь коррекцией поведения подростков для достижения устойчивого результата. Агрессия - устойчивая черта личности, требующая в своей коррекции учёта глубинных личностных мотивов и детерминант, всего интрапсихического спектра личности подростка.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.