search icoico arrow

Создание ведомства по управлению государственным долгом. Европейски путь

Создание ведомства по управлению государственным долгом. Европейски путь

В связи с неизбежным возникновением вопросов по определению правового статуса нового органа управления долгом, его организационно-правовой формы, следует снова обратиться к европейскому и международному опыту. В европейских государствах, несмотря на некоторые различия в форме организации агентств, между ним и министерством финансов (и / или казначейством) существуют отношения власти-подчинения.

Так, долговая офис Объединенного Королевства несет ответственность перед канцлером казначейства (министром финансов), который в целом определяет дальнейшее направление деятельности агентства. В свою очередь, исполнительный директор агентства осуществляет оперативное руководство долгами и денежной наличностью, а также осуществляет административно-господарче руководство. Распределение компетенции между должностными лицами осуществляется на основании принятого ежегодно Казначейством Famework Document (основного документа).
Ирландское долговое агентство возглавляет исполнительный директор, который назначается и несет ответственность перед министерством финансов. Министр финансов отдает распоряжения и указания, на основании которых действует агентство. Полномочия Ирландского агентства предусмотрены в специальном законодательном акте (The National Treasuri Managment Agenci Act), который закрепляет за агентством функции по осуществлению займов для Казначейства и управление национальным долгом от имени Министерства финансов.
Очевидно, внедрение подобной модели является особенно целесообразным в условиях внедрения в Украине общей реформы системы государственного управления и предоставления больших полномочий министерствам.

Некоторую специфику имеет Шведский долговая офис, который с 1 июля 1989 г. подчиняется непосредственно правительству Швеции. Высшим органом офиса является управление, которое осуществляет оперативное управление этой организацией. Интересно, что раньше, с самого начала своего основания в конце IVIII ст. (этот офис является старейшим в Европе), долговая офис контролювався непосредственно Парламентом, который контролировал как всю деятельность офиса, так и его кадровую политику. Уполномоченные - руководители офиса назначались парламентом.
Скорее всего, изменение структуры управления в шведском долговой модели и тенденции непосредственного подчинения долговых агентств и офисов исполнительным органам государственной власти в сфере финансов (министерство финансов, казначейство) объясняется все большим количеством целей и задач, а также операций, осуществляемых долговыми агентствами. Активную роль здесь играет, в частности, увеличение рынков производных ценных бумаг и активизация участия в них государственных обязательств. Реализация новых задач требует постоянного и немедленного принятия решений, что для представительного органа является весьма сложным. Вместе с тем, такие признаки исполнительных органов как универсальность, непрерывность действия, оперативность и профессионализм делают передачу управления государственными долговыми агентствами исполнительным органам целесообразной.

Отметим, что наличие отношений власти-подчинения между финансовыми государственными органами и долговыми агентствами объективно зависит от того, что деятельность последних является составной частью финансовой политики, проводимой исполнительными органами государства. При этом надо подчеркнуть, что имея определенную зависимость от государственных органов, они сохраняют независимость от правительства при осуществлены оперативного управления государственным долгом.

Отмечено в зарубежной практике приводит к выводу, что наиболее целесообразной общественно-правовой моделью взаимоотношений между гипотетическим украинским органом управления долгом и уполномоченными органами власти, ответственными за внедрение финансовой политики в государстве, должно быть сочетание принципов централизации и децентрализации. В сфере определения стратегии управления государственным долгом отношения между ними должны строиться полностью на основании финансовых и административно-правовых норм. В сфере текущей (оперативной деятельности) агентству должна быть предоставлена самостоятельность. Иной порядок, на наш взгляд, может знивелюваты положительные моменты централизации, концентрации функций и независимости в деятельности долгового агентства, снизить мобильность в принятии решений. Появление подобного нового органа в Украине оправдана также тем, что его создание и передача ему ряда функций других уполномоченных органов должны если не ликвидировать, то значительно уменьшить количество противоречий в функциях существующих органов, задействованных в управлении долгом, особенно в сфере отношений между Министерством финансов, НБУ, Казначейством, Счетной палатой (на сегодня двум последним относится, в основном, функция контроля). Другими словами, если специализированный орган будет освобожден от необходимости расставлять приоритеты своей деятельности в различных сферах (например, в долговой и денежно-кредитной), предполагая, что в дальнейшем в одной из них могут возникнуть негативные последствия, а будет лишь осуществлять специфическую деятельность в пределах одной сферы, то конфликт интересов может быть исчерпан.

Таким образом, задачами деятельности нового субъекта управления могут стать:

- Перевод части задолженности в государственные ценные бумаги;
- Проведение скоординированной политики, направленной на соблюдение соотношений между внешними и внутренними запозиченнямы;
- Предотвращение безконтрольному нивелированию грани между внешней и внутренней задолженностью, которое уже стало специфической признаком украинского государственного долга, и обеспечение открытого доступа резидентов на рынок государственных обязательств;
- Предоставление правительству рекомендаций относительно замещения одних источников другими;
- Содействие развитию рынка деривативов от внешних долговых обязательств;
- Изменения, в случае необходимости структуры государственного долга и перевода его на более долгосрочное обслуживание.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.