search icoico arrow

Сплетение искусств и технологий – путь  к личному прогрессу современника?

О влиянии информационных технологий на художественное восприятие и творчество... Так получилось, что мы живем в эпоху не только повышенного интереса к информационным ресурсам, но и в эпоху повышенных эстетических потребностей. Одним из способов удовлетворения наших духовных запросов на протяжении многих столетий является созерцание прекрасного.

Ни для кого не секрет, что значительную часть информации мы получаем посредством глаз, и так как изобразительное искусство непосредственно воздействует на этот орган восприятия, то роль его возрастает из века в век. Безусловно, что требования сферы искусства XXI века заметно изменились по сравнению, к примеру, с XVIII. Наш век вступил в свои права, диктуя новые условия и изменяя старые правила. Он открыл новые горизонты и возможности, и очень важно своевременно увидеть их и оценить. Коснемся лишь некоторых из них.

Во-первых, это неисчислимые информационные и компьютерные ресурсы. Человек восьмидесятых годов прошлого столетия в плане поиска и обработки информации намного уступает даже подростку двадцать первого века. Благодаря Интернету человек (в данном случае не равнодушный к искусству) может за считанные минуты пересечь немыслимые расстояния и побродить под сводами Лувра, насладится видом греческого Парфенона или увидеть одно из чудес света – Египетские пирамиды. Он даже может делать это одновременно, если его информационное пространство достаточно оснащено. К тому же параллельно он может получать значимую информацию, описывающую тот или иной шедевр. Конечно, присутствие подлинника не заменить даже самой современной и многофункциональной техникой. Также как не заменить фотографией живого человека. Непосредственное соприкосновение с произведением, с его даром подсознательного убеждения вызывает восторг куда больший, чем контакт с компьютерной копией. Так, для тех кто имеет выбор между лицезрением, к примеру, «Блудного сына» Рембрандта в Эрмитаже или на сайте, немедленно нужно посетить Эрмитаж. Ну а что делать тем, кто этого выбора не имеет? Не думаю, что очень большой процент жителей нашей страны видели Колизей, Тадж-Махал, Мону Лизу, Венеру Милосскую и другие памятники мирового искусства. Остается одно: купить альбом (что сейчас не очень-то и дешево). Или, как это делает прогрессивная часть населения, посетить всевозможные сайты об искусстве. Но я думаю, вряд ли увиденное там станет причиной отказа от мечты посетить желаемые места. Главное, чтобы сайт оказался качественным и не возымел обратного действия. Мне, например, очень нравится сайт «Виртуальный Эрмитаж». Виртуальные виды залов музея, его окрестностей и даже виды с крыш каждый раз побуждают к более детальному изучению. А вот сайты с хорошими компьютерными копиями картин встречаются довольно редко. Слишком много в живописных полотнах того, что воздействует лишь при непосредственном соприкосновении: красочный слой, движения мазка, подлинная интенсивность цвета и многое, многое другое. Запечатленные в работе порывы души мастера, его чувства не в состоянии передать сегодня никакая из технологий. Есть еще один не менее важный вопрос – использование компьютерных программ в процессе художественного творчества. Наша действительность просто переполнена новейшими компьютерными программами, позволяющими за короткое время выполнять серьезные и трудоемкие процессы – компьютерная графика, компьютерный дизайн, не говоря уже о рекламных задачах, решение которых на девяносто процентов передано компьютеру.

Но, несмотря на столь явный прогресс, общество еще сравнительно мало и порой неумело применяет современные компьютерные технологии, эффективное использование которых могло бы сохранить уйму времени самому профессиональному художнику. Но чем обернется дальнейшее внедрение компьютерных технологий в деятельность художников? Станет ли для них благом или повлечет за собой появление шаблонов и увеличение количества общепринятых штампов? Возьму на себя смелость утверждать, что профессиональным художникам это не грозит. Именно наличие мастерства позволит им найти разумное соотношение своего таланта и компьютерных ресурсов. К тому же профессионалы никогда не откажутся от традиционных инструментов – карандаша, кисти, всегда отдадут работе с ними больше времени. Честно говоря, я с недоверием отношусь к новомодным дизайнерам, работающим только за компьютером. Пренебрежение работой руками чревато не только снижением уровня мастерства, но и истощением творческих идей. Но есть примеры иного характера - знаю художника, который будучи ослабленным болезнью, не мог более работать с красками, тогда он занялся художественно-живописной обработкой фотографий. Две из них до сих пор висят в моей комнате, это прекрасные и высокохудожественные вещи, которые для меня являются наглядным примером, как можно использовать компьютер в художественных целях. Как-то у скульптора Родена спросили «что» или « как» для него важнее в искусстве. Он ответил «Кто». Кто создает искусство. Если этот «Кто» всегда будет профессионалом, будет использовать компьютерные ресурсы не в качестве цели, а в качестве средства ускорения решений творческих задач, то при любых формах работы ему удастся избежать стандартизации и шаблонности. И развитие связей искусства с компьютерной сетью будет протекать в разумных пределах и с обоюдной пользой.

К сожалению, внедрение компьютерных технологий происходит очень неравномерно, есть регионы (в основном удаленные от столиц), где даже в специальных художественных заведениях на факультете дизайна компьютерным навыкам не обучают вообще. И дело тут не всегда в материальных затратах, но и в отсутствии понимания этой проблемы. Я встречалась с художниками (среди них много людей, к чьему мнению стоит прислушаться), которые считают, что компьютеры развращают и убивают творчество начинающих художников, и не только начинающих. Может быть и так. И это опять же происходит по изложенной выше причине. Не следует считать, что компьютер гениальней человека, это, если хотите, молоток, с которым надо уметь профессионально обращаться. И не только для того, чтобы не попасть по пальцу, но и чтобы не забивать гвозди руками. Пока же ситуация такова, что многих будущих обитателей художественных сфер совершенно не учат обращаться с «молотком», от этого образуется не только некий информационный вакуум, но и возникают проблемы с дальнейшим трудоустройством. А время не ждет! Компьютеры и системы современных телекоммуникаций стремительно проникают в нашу жизнь, и кто не сумеет включиться, останется в стороне от жизненного потока. Связь же с такой важной сферой как искусство сможет дать решение многих проблем обеих сторон. Хочется немного заострить внимание на плюсах и минусах порочной связи современных информационных и компьютерных технологий и искусства, проблемах, при этом возникающих, и способах их решения.

Изобразительное искусство, при посредстве ИКТ, станет более доступно широким массам, в частности детям и подросткам. Многие из них не мыслят уже свою жизнь без «монитора» и часами просиживают за клавиатурой. А компьютеры в глазах мам, пап, бабушек, дедушек и даже многих школьных учителей приобретают репутацию эдакого монстра, не дающего их чаду спокойно «грызть букварь». Не всегда можно с этим согласиться. Но и опровергнуть полностью невозможно. Действительно, информационное поле, окружающее нас, сильно загрязнено, и Интернет здесь сыграл не последнюю роль. Наличие всевозможных реклам, порносайтов, игр отнюдь не миролюбивого содержания создает паутину, где увязает не только подросток, но и взрослый. Зайдя в любой компьютерный клуб, можно подумать, что в мире кроме Масяни, почты и некоторых музыкальных тем ничего более и не существует. А… нет, еще есть чаты, где оттачивается современный сленг. Все это очень весело и полезно может быть на определенном уровне развития, но время от времени возникает потребность в чем-то более вечном, если хотите, и определенно начинает раздражать «Пойдем-ка покурим-ка…». Дело в том, что можно шутить тонко, можно – грубо, можно – пошло. Так же как и рисовать. Но все-таки хочется надеяться, что в будущем в Интернете будет превалировать тонкое над грубым. Сфера информационных технологий может серьезно заниматься формированием эстетических вкусов и пристрастий. Искусство как элемент вечного должно присутствовать в каждой работе. Вечное проверяется временем. Искусство проверено временем, компьютеры еще нет. Но компьютерные технологии новы, потому и особо интересны. Если расширить и углубить эту связь, то может получиться много смелых и интересных находок. Эта сфера беспредельных достижений прежде всего в развитии и творческом самовыражении личности. К тому же преобладание прекрасного в компьютерных программах поможет значительно улучшить и оздоровить мировое информационное пространство. Необходимость этого процесса продиктована самой жизнью. Классик, не ведавший компьютерных чудес, сказал: «Красота спасет мир!».

Время сближает совершенно разнородные вещи. Так давайте же способствовать этому не всегда равномерному и легкому процессу. И пусть красота спасет оба мира, и реальный, и тот, который мы сами строим сегодня, - мир виртуальный.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.