search icoico arrow

США - общество: власть, символика, правосознание

США - общество: власть, символика, правосознание

Предусмотреть все неожиданности невозможно, но благодаря крепко привитой в себя привычке сопротивляться невзгодам и полагаться на себя американцы собственноручно создали Новый Свет, где человек со здравым смыслом чувствуют себя хорошо. Они воплощают в своей национальной характера исконно присущее Западу сообщения индивидуализма и эгоцентризма традиции христианской морали и помощи тем, кто не способен сам себе помочь в беде. Мало где в мире предусмотрено столько льгот и выгод (быт, планировка помещений со специальными лифтами или кабинами, транспорт с отдельным поднятием колясок, тротуары и лестницы с пандусами, услуги социальной службы на дому, поощрение активного участия в общественной жизни и даже спортивных соревнованиях и т.п.) для инвалидов. Но трудоспособные люди в строгом конкуренции постоянно соревнуются за свое благосостояние и высокие стандарты повседневной жизни. Это новое общество ответственных граждан-собственников и тружеников (в отличие от общины в Азии или России с ее вроде коллективной собственностью и принудительными переделами имущества, а в действительности под диктатом вожака-узурпатора в масштабах одной деревни или целой страны.

На Западе имущественные и личные права и обязанности неделимы, поэтому в Соединенных Штатах очень высокий профессиональный престиж наряду с медициной имеет юриспруденция, и люди обращаются к адвокатам с доверием, стремясь документально регламентировать все финансовые отношения с деловыми партнерами или даже с родственниками (что для наших людей выглядит необычно, но в основном целесообразно с практической точки зрения) или уладить какие правовые коллизии. Отсюда уважение к определений суда и готовность не жалеть средств на содержание дорогостоящего механизма юстиции, полиции и всех правозащитных учреждений, различающихся и ревностно следят свои прерогативы на федеральном уровне и в отдельных штатах, муниципалитетах, поселениях и даже университетах, где автономия оказывается рядом с другим в наличии собственной стражи. Конечно, к большому сожалению, безупречных обществ нет, и где встречается коррупция или вспышки криминальной преступности, но американцы немедленно предоставляют уличенным правонарушением огласки, портить репутацию никому не желательно.

Не идеализируем ни порядка, ибо он имеет существенные недостатки, но в любом случае, реальность мало напоминает развлекательные киноленты, а на том канале американского кабельного телевидения, где круглосуточно демонстрируются художественные или документальные ленты на исторические сюжеты, есть хорошая традиция после просмотра обращаться к присутствующих в студии экспертов-историков, чтобы те растолковали зрителям, сколько только показан фильм имел правды, а сколько Голливуда. Американцы имеют короткую национальную историю сравнению со Старым Светом, но зато весьма бережно относятся даже к памятникам недавней эпохи (включая сооружения промышленного назначения и усадьбы колониальной эпохи, мемориальные дома выдающихся деятелей, старые пароходы и локомотивы и т.п.), внимательно ухаживают и реставрируют их, стремятся найти свои истоки и учесть традиции, планируя дальнейшее развитие семьи, общества, страны. (Это помогает предотвратить фатальным ошибкам, которые допускают невежды в других странах, не желая учитывать полезного и практического опыта по своей, порой тысячелетней истории.)

Уникальность США бросается в глаза сразу, начиная от названия, с ней мы употребляем глаголы во множественном числе (США, делают подобное), а взамен американцы после своей, самой страшной за человеческими потерями (гораздо больше взятых остальных конфликтов, где они никогда время участвовали) гражданской войны между Севером и Югом в прошлом столетии постепенно привыкли употреблять ее в единственном числе (USA is, has, does ...). На государственном гербе под напыщенным белоголовый орлом читаем девиз на латыни "В одном множественный", и это хорошо отражает сразу множество чрезвычайно важных вещей: отдаленные (английские, испанские, центрально-европейские,, африканские) истоки перемешанных в общем плавильном котле культур, разнообразие расового и этнолингвистической происхождения жителей, четкая сознательная спивприналежнисть и одновременно ревностно опекаемая самобытность, отношение к каждой общины и общества, взаимоотношения местной и центральной администрации, самостоятельность и взаемозалежнись, хорошо отработанная взаимодействие и равновесие между законодательной, исполнительной и судебной ветвями государственной и местной власти. Это сложилось постепенно, американцам часто приходилось быть пионерами не только в освоении природных ресурсов страны, но и в созидании нового мировосприятия и политического строя. Другим молодым нациям полезно учитывать опыт этих достижений и не повторять ошибок.

Уважение ко всем атрибутам государственной символики прививается в Соединенных Штатах детства, и хотя люди любят украшать жилище или учреждение цветами штата, города, школы, клуба, любимой спортивной команды или и самостоятельно вымышленным символом собственного, повсюду преобладают на фасадах и цветниках перед домами звездно- полосатые национальные флаги. Торжественно эмоциональным является также отношение к гимну, что его военные и гражданские лица слушают, стоя навытяжку и держа ладонь под козырек фуражку или на сердце. Высокий статус принадлежит магистратам и выборным должностным лицам, хотя чем выше должность, тем больше моральных требований к ее носителя выдвигается (а его интимной жизни, несмотря правовые гарантии частной неприкосновенности, становится достоянием общественного мнения и падких до сенсаций журналистов. Но, независимо от личного одобрительного или критического отношения, люди уважают всенародно избранного Президента, и когда он входит в зал Конгресса, то сенаторы и члены Палаты депутатов подводятся из уважения к главе государства. (Представить себе, что некий депутат Парламента украсил бы стол флажком другой или вообще бывшего государства или употреблял негосударственную язык в официальном учреждении, в Америке совершенно невозможно, а в современной Украине лишний раз свидетельствует о гражданской незрелости некоторых одиозных политических деятелей.)

Сразу заметим разницу в понимании некоторых терминов между англоязычными и другими странами. Например, в постсоветских землях чаще говорят о народе, а нормальное и вполне почтенное слово нация невольно вызывает в индоктринованих жертв шовинистической (то бишь, псевдоинтернациональнои) пропаганды подозрения относительно воинствующего национализма. Кстати, это общераспространенная общая привычка считать чужой национализм за плохой шовинизм, а свой собственный за хороший патриотизм, независимо от обстоятельств и методов применения националистических принципов в практической государственной политике с целью порабощения другой или, наоборот, защиты своей страны. По мнению европейцев, нация является сознательной и полноправной частью населения страны, поскольку включает в себя народ вместе с интеллектуальной и политической элитой. Прежде это была только образованный меньшинство, а сейчас уже подавляющее большинство населения, за исключением разве что только жителей-иностранцев и лиц без гражданства (апартеиды). Декларация Независимости США начинается со слов о народ Соединенных Штатов (ибо нации в собственном смысле слова еще не существовало, потому что она только начинала формироваться) в противовес британским властям. Вскоре уже французская нация восстала в своей революции против королевской династии. Если нация формируется одновременно со страной и государством, она часто отождествляется с ними. (Отсюда ООН, фактически представляет собой организацию государств, или стран. Европейцы же употребляют слово страна более в географическом смысле) Для американца слово государство (State) означает прежде всего один из штатов федерации или вообще просто самый механизм административной власти, а нация в его представлении, соответствует тому, что мы подразумеваем под понятием государства или страны. Поэтому не удивляйтесь, услышав в США по радио в прогнозе погоды о дожде или снегопады на востоке или на западе нации.

Архитектура плантационных усадеб и правительственных зданий колониальной эпохи с ее колоннами и фронтонами в торжественно-официальном стиле классицизма (несмотря на все нарушения античных пропорций соотношение пропорций между высотой и шириной при переносе из Старого Света на несвойственный грунт), унаследованная из Европы, будто косвенно продолжает традицию Римской республики и империи, впрочем как и упомянутый латинский девиз и геральдический орел на государственном гербе. Рационализм и гуманизм эпохи европейского Просвещения так же, как и свободолюбивая натура соотечественников-первопроходцев Нового Света, вдохновили и побудили первого президента Джорджа Вашингтона категорически отвергнуть якобы соблазнительную (и логическую, на первый взгляд) предложение его офицеров ввести после освобождения страны стабильнее, с точки зрения господствующих тогда правовых представлений, монархический строй. Правда, легально определены и реально соблюдаемые, хотя строго подконтрольны закону, прерогативы авторитетного президента Соединенных Штатов действительности значительно превышают реальные объемы власти большинства наследственных легитимных династий. Отцы-основатели республики двести лет назад разработали то образец, что на него вскоре ссылались идеологи Французской революции с ее лозунгами свободы, равенства, братства.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.