search icoico arrow

Страна непредсказуемой стабильност

Общеизвестно, что сила государства, его авторитет и влияние в мире, национальная безопасность, наконец, напрямую зависят от состояния экономики. Для экономики, в свою очередь, очень важно быть системной. Выражаясь проще, очень существенно, является ли национальная экономика государства целостной системой, функционирует ли она как единый организм - или же представляет собой совокупность фрагментов, случайных и никакого отношения друг к другу не имеющих.

А живущих каждый своей собственной жизнью, по своим собственным закономерностям, и ориентированных кто куда. Накануне 10-летия нашей Независимости вопрос о целостности экономики остается одним из самых острых и далеких от разрешения. Конечно, 10 лет для интеграции экономики - срок слишком малый. И все же, созданы ли за этот срок хотя бы предпосылки к целостности нашей экономики?

Мы - украинцы?

Факторы, влияющие на экономическую интеграцию или дезинтеграцию - как и на экономические процессы вообще, - можно поделить на две категории: политико-экономические и практическо-экономические. Первые напрямую зависят от государственно-территориального устройства страны, вторые - от сложившихся в стране условий функционирования экономики. Само собой, экономика работает хорошо лишь в том случае, если обе категории факторов обеспечивают движение в одном направлении, а не тянут в разные стороны. Попробуем посмотреть, как с этим соответствием факторов обстоит дело в реальной Украине.

Прежде всего, интегрированности способствует само существование Украинского государства. Существование единого, отличного от других стран экономического законодательства, единой налоговой, таможенной системы, единой системы денежного обращения. Наличие общей для всех денежной единицы. Это ясно, как бы "по умолчанию".

Но в то же время на целостность экономики влияет не только экономический аспект политики. Большое значение имеют вопросы, так сказать, идеологически-гуманитарного плана. Например, убеждены ли граждане в том, что именно Украина является их Родиной, или же они мыслят в категориях "бывшей экономики бывшего СССР". Как ни странно на первый взгляд, но от этого непосредственно зависит поведение субъектов экономической деятельности. Укорененность украинской идеи в сознании населения влияет на интегрированность экономики непосредственно. Однако, этот вопрос нельзя пытаться свести к тезису: заставим всех петь народные песни - и с экономикой проблем не будет. Но все, что происходит в области культуры и в других сферах, которые, казалось бы, никакого отношения к экономике не имеют, создаёт в стране определённую психологическую среду - ту самую, в которой и работает экономика. И назвать эту среду безусловно благоприятной невозможно.

А политика доминирования в Украине российской культуры, когда всё украинское a priori преподносится, как нечто официозно-демонстративное или же маргинальное, "для сельского Дома культуры", когда именно эти направления в украинской культуре поощряются? Все это вместе способствует тому, что и идею интеграции национальной экономики граждане начинают воспринимать как отход от современных тенденций и превращение национальной экономики в музей седой старины, музей казацкой экономической славы с живыми экспонатами.

Возьмём один пример. Не потому ли, помимо всего прочего, Восток Украины составляет ее "красную полосу", что граница с Россией существует в основном на бумаге, везде доминирует русский язык, а в киосках - в основном русские газеты? И люди видят: ничего же не изменилось, всё осталось так же, как и было, - а в Киеве какую-то там Украину с ее независимостью придумали. Говорить об интеграции национальной экономики в таких условиях - значит с самого начала быть непонятым.

"Железный занавес" XXI века?

Из этой неблагоприятной психологической среды вырастают как минимум две порочные политэкономические идеи. Во-первых, представление об интегрированности экономики как об автаркии. То есть, чем меньше связей с внешним миром - тем лучше. А в идеале - никаких связей вообще. Апофеоз этой идеи - в лозунге "защиты отечественного товаропроизводителя". Эта защита, по мнению многих видных политиков, должна представлять собой защиту бедного отечественного производителя от общемировых экономических тенденций. И речь даже не о том, какой ценой. Речь о том, что такая идея в принципе не может сработать: сколько ни ограждай отечественного производителя от внешнего мира, а, если разные секторы украинской экономики не стыкуются, не подходят один к другому, то и объединиться они не смогут. А просто тихо и быстро будут приходить в упадок.

Вторая идея касается отраслевого приоритета. В роли приоритетных отраслей экономики, похоже, окончательно утвердились добывающая промышленность, первичная переработка добытого сырья и сельское хозяйство. А наши политики и из левых, и из якобы центристских партий очень любят говорить о том, что только эти отрасли сделают Украину самостоятельной, сильной и выведут из унизительной, по их мнению, зависимости от Запада. За кадром при этом остаётся один факт: собственно говоря, все вышеперечисленные отрасли являются типичными отраслями специализации типичной африканской страны. И такая специализация, по-видимому, обеспечивает и соответствующий уровень развития - по крайней мере, иных примеров в мире не существует.

Гнездо региона

Для экономики и еще в большей мере для политики важно, что такая специализация непосредственно ведет к регионализации экономики и даже к межрегиональному антагонизму. Добывающая промышленность отличается от других отраслей прежде всего тем, что её невозможно развивать повсеместно, она жестко привязана к определенным территориям. В гораздо меньшей степени, но то же самое касается и сельского хозяйства. И вот территория страны уже начинает делиться на регионы главные и второстепенные, перспективные и обречённые на стагнацию. Более того, уже теперь жители, например, Донбасса уверены, что вся остальная Украина живёт за их счёт. Отсталая и провинциальная.

Потому что все области получают дотации, а донбасские - нет. И не беда, что шахты и заводы убыточны, и дотации для них на самом деле гигантские: главное -эти дотации проходят по другим статьям бюджетных расходов, закамуфлированы под отраслевые и министерские, а ввиду этого их наличие не является общеизвестным и очевидным. Вот поэтому и возникают достаточно популярные в этом регионе убеждения о необходимости как можно более отделиться от остальной Украины и иметь свою автономную экономическую систему. В свою очередь, эти убеждения могут перерасти в политические. И активно перерастают. "Региональная карта" будет разыграна на выборах 2002 года с невиданной доселе мощью.

Дорогая наша вертикаль...

А теперь давайте рассмотрим факторы чисто практические, те, которые не зависят непосредственно от провозглашаемых в Киеве намерений. Советский Союз создал структуру экономики, в рамках которой у каждого региона была строгая специализация. Специализация Украины - это производство полуфабрикатов, для которых в Украине часто нет ни сырья, ни применения. "Идея" экономики Украины в том, чтобы более-менее выгодно обменивать то, что она производит, но что ей не нужно, на то, что ей нужно, но чего она не производит. Это - типичная колониальная экономика. Которая просто не может быть интегрированной: её части интегрированы вовне и не имеют никакого отношения друг к другу. В таких условиях, как правило, вообще вести речь о каких-либо перспективах - поступок чрезвычайно смелый. Но за десять лет независимости вопрос о реструктуризации экономики, а тем более о каких-либо системных программах такой реструктуризации, так и не встал. Коммунистическая школа экономического управления не знает системного анализа. Зато знает методы управления, характерные для доиндустриальных обществ - то, что сегодня называют "ручным управлением".

Не способствует интеграции экономики расцветающая буйным цветом натурализация, бартеризация, наконец - ее монополистический характер. Когда экономика разделена между единицами собственников - формальных или фактических, эти собственники всегда видят искушение - и стараются - построить из своей собственности квазигосударства, максимально отделённые от других и максимально самодостаточные. Речь, собственно, о создании тех же самых пирамид власти, как это и было в СССР, только в локальных масштабах. В масштабах области, отрасли, определённой группы. А украинская экономика в результате превращается в советскую экономику, сошедшую с ума: отрасли, которые по природе своей должны быть партнёрами, тесно связанными друг с другом, начинают друг друга съедать, ведя между собой непримиримую конкуренцию. Именно этому способствует практика, когда конкуренция происходит не на рынках, а в кабинетах властных чиновников. Когда предметом конкуренции становится не привлечение покупателей, а выбивание льгот и привилегий. В нормальных условиях непосредственно конкурировать могут производители однородных товаров, в Украине же поставщики нефти конкурируют с поставщиками труб для нефтепроводов. Но и это цветочки перед лицом реальной угрозы экономического и политического разделения на удельные княжества.

Итак, неинтегрированность, расхристанность украинской экономики кажутся запрограммированными еще на очень долгие годы. Существующие факторы в большинстве своём способствуют углублению дезинтеграции, усиливая друг друга. А объединительными факторами до сих пор остаются исключительно факторы общеполитические. С этой точки зрения можно будет оправдать любое, даже самое кровавое по характеру усиление "вертикали".

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.