search icoico arrow

Субъектный подход как основа исследования психологии студенческой группы

Субъектный подход как основа исследования психологии студенческой группы

В настоящее время разработка групповой проблематики получает новый импульс в рамках субъектного подхода, который все глубже проникает в социальную психологию.
Категория субъекта, как известно, была введена в психологию С.Л. Рубинштейном. Сегодня общепризнанно, что она оказалась весьма эвристичной. Об этом свидетельствует тот факт, что субъектный подход утвердился не только в психологии личности, но в последние десятилетия и в социальной психологии групп и коллективов. На наш взгляд, он очень перспективен, поскольку позволяет вскрывать еще не исследованные свойства группы, изучать сам процесс превращения объективно возникшей группы в подлинно психологическую общность. Мы согласны с мнением А.В. Брушлинского (Брушлинский А.В., 1994), утверждающего, что именно субъектный подход может стать основой для интеграции психологической науки в целом, объектом изучения которой выступают как индивидуальный, так и групповой субъекты. Наряду с этим необходимо констатировать, что по степени и глубине проработки проблематика группового субъекта значительно уступает исследованиям субъекта в его наиболее традиционном понимании, т.е. как отдельного человека.

Использование субъектного подхода в анализе социальной общности и протекающих в ней процессов создает условия для гуманистически ориентированной практической работы психологов с различными группами (в психологии образования, организационной, клинической и др.). Ведь в этом случае каждая из них предстает как живой, развивающийся социальный организм, своеобразный и неповторимый, требующий дифференцированного и индивидуального подхода.

Групповой субъект, естественно, слагается из отдельных субъектов, входящих в данную группу. Но психология группы как субъекта не равнозначна психологии составляющих ее личностей. Целостность группового субъекта неразрывно связана с его системностью. А это означает, что ему присущи в том числе и такие психологические свойства, которые отсутствуют у отдельных членов группы. Поэтому в известном смысле групповой субъект существует вне каждого отдельного индивидуального субъекта.

Групповой субъект не возникает сразу же, как только создается малая группа. Становление группового субъекта - процесс сложный, длительный и противоречивый. В наших собственных исследованиях на примере студенческих группы мы проследили этот процесс при актуализации таких сфер групповой жизнедеятельности, как совместная деятельность, общение, взаимоотношения (Гайдар К.М., 1994). Группа становится субъектом лишь через осознание себя (что составляет, как нам представляется, содержание группового самосознания) и других (в этом случае логично говорить о групповом сознании). Мы считаем, что групповое сознание и самосознание - непременная характеристика группы как субъекта.

Мы предлагаем определять понятие "групповой субъект" как особое динамическое и системное качество группы, проявляющееся, когда она не только действует как единое целое в значимых социальных ситуациях, осуществляя разные виды активности (поведение, деятельность, общение и др.), но и преобразовывает их (т.е. ситуации) и саму себя, осознавая при этом, что именно она является источником этих действий и преобразований.

Нам представляется необходимым развести понятия "групповой субъект" и "групповая субъектность". Когда мы говорим "групповой субъект", то имеем в виду реально существующую малую (контактную) группу, которая проявляет себя как субъект в различных сферах своей жизнедеятельности. Понятие же "групповой субъектности" отражает интенцию, позволяющую группе как субъекту проявлять себя, и одновременно фиксирует тот факт, что на деле эта возможность не всегда реализуется (или, по крайней мере, в различных сферах групповой активности проявляется не одинаково (Гайдар К.М., 1994, 1996). Поэтому групповая субъектность имеет ситуационный характер. Группа реализует свой субъектный потенциал лишь при определенных условиях. Признание этого факта актуализирует потребность в разработке понятия "социальная ситуация развития" не только по отношению к личности (что давно и успешно сделано в возрастной психологии Л.С. Выготским и его последователями), но и к малой группе.

Учитывая вышесказанное, мы считаем целесообразным ввести понятие "социальная ситуация жизнедеятельности группы". Полагаем, что это позволит социальным психологам продвинуться в изучении закономерностей развития группового субъекта. Без опоры на него невозможно не только вести теоретические разработки, но и на практике достигать цели оптимизации жизнедеятельности различных объединений людей, организации эффективного взаимодействия групп и входящих в них личностей.

Анализ литературных источников показал, что в этом вопросе много "белых пятен", а в исследованиях, посвященных "ситуационной" тематике, существует значительная терминологическая неопределенность. Наши дальнейшие исследования привели нас к пониманию необходимости его более углубленной проработки.

Мы предлагаем следующее рабочее определение социальной ситуации жизнедеятельности группы. Это понятие обозначает естественный фрагмент социальной жизни, представляющий собой взаимодействие группового субъекта с присущими ему процессами и состояниями и внешнегрупповых объективных социальных условий, обусловленное актуальными потребностями этого субъекта и его психологической готовностью включиться в значимые для него условия, развивая в них разные виды активности (Гайдар К.М., 2000). Отражение этого взаимодействия в сознании группового субъекта опосредует его деятельность и конкретное "разворачивание" в определенных пространственно-временных границах составляющих ситуации (взаимосвязанных событий и обстоятельств). Подчеркнем, что, называя ситуации жизнедеятельности группы как субъекта социальными, мы имеем в виду случаи как организованного, так и стихийного взаимодействия группового субъекта с другими группами, отдельными индивидами или обществом в целом, причем групповой субъект должен осознавать, во-первых, принадлежность к обществу и свою собственную, и партнера по взаимодействию и, во-вторых, свою психологическую включенность в процесс взаимодействия.

Изложенные выше рассуждения привели нас к выдвижению гипотезы о существовании различных, по крайней мере трех, уровней субъектности студенческой группы:

1) групповой субъект владеет социальной ситуацией жизнедеятельности. При этом подразумевается, что на основе ранее присвоенного в различных сферах внутригрупповой и межгрупповой активности он использует, воспроизводит свой субъектный опыт в совместной деятельности, решая не только стандартные общегрупповые задачи, но и неординарные, требующие оригинальности, изобретательности, творческого подхода. Назовем этот низший уровень групповой субъектности уровнем владения ситуацией;

2) групповой субъект преобразует социальную ситуацию жизнедеятельности и собственную деятельность. Этот уровень можно обозначить как уровень внешнего преобразования (имеется в виду внешнего по отношению к самой группе как субъекту);

3) групповой субъект целенаправленно преобразует не только ситуацию жизнедеятельности, но и самого себя (например, осуществляет перераспределение функций между участниками группы, выбирает нового лидера, пересматривает групповые ценности, выдвигает новые цели). Данный уровень групповой субъектности - высший из перечисленных - мы предлагаем называть уровнем внутреннего преобразования, или самопреобразования.

Представляется, что последовательный переход от первого к третьему уровню связан со все бoльшим развитием групповой субъектности.

Гипотетически можно представить и еще один уровень, когда групповой субъект преобразует самого себя (так, в связи с тем, что в молодежных общностях, в том числе студенческих, зачастую преобладает ценность общения, они могут трансформироваться из субъекта деятельности в субъект общения), не изменяя при этом ни ситуацию своей жизнедеятельности, ни осуществляемую деятельность. Здесь возникает вопрос: является ли данный уровень признаком прогрессивной или регрессивной направленности процесса развития группового субъекта.

Мы считаем, что ответ на него следует искать в исследованиях реальных студенческих групп, направленных на проверку выдвинутой гипотезы. Их изучение позволит уточнить и углубить теоретические представления о психологии группы как субъекта, раскрыть системный характер различных сфер ее жизнедеятельности и проявляющихся в них социально-психологических групповых качеств, проследить этапы становления, расцвета и прекращения существования группового субъекта.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.