search icoico arrow

Точка, точка, запятая…

Точка, точка, запятая…

Автор протокола - Михайло Ломоносов старательно в своё время выучивался по популярной «Грамматике» Смотрицкого, а как выучился – раскритиковал и написал новую, соответствующую, по его мнению, эпохе. И попал в точку: ломоносовская «Российская грамматика» затем почти сотню лет считалась общероссийским эталоном.

В «Грамматике» было зафиксировано не так уж много знаков, но зато правила их использования были очень близки современным. Существовавший у Смотрицкого «удивный знак» Ломоносов наконец определил как вопросительный. Точки, которые в древности писцы ставили посередине буквы или у её основания – чтобы знать, откуда назавтра начинать или же перед тем, как отвлечься, – в грамматике играли ту же роль, что и сегодня: из характерного «знака отдохновения» они превратились в знаки препинания.

«Узаконилось» двоеточие, прежде применяемое только для деления слов или отгораживания одного текста от другого. Появились правила для круглых скобок, возникших в шестнадцатом веке и используемых непоследовательно и редко. Фигурные, квадратные и прямые скобки, ранее существовавшие в письме наравне с круглыми, Ломоносов отписал в математику.

Раздел пунктуации постепенно расширялся. В 1797 году официально ввели тире – «молчалку», «черту». Немногим раньше возникли кавычки. В 1831 году в «Грамматике» Востокова в качестве «знака пресекательного» появилось многоточие. Им же обозначали пропуски в речи, недосказанность и символическую лиричность.

С середины девятнадцатого века на фоне примитивных пунктуационных сеток начинают проявляться настоящие новаторства и открытия. Знаки комбинируются, принимают смысловые и выразительные функции, привносят «рубленность», превращают мысль в полноценный возбудитель чувства – и постепенно принимают системный характер. Поговаривают об изобретении «знака иронии», «межстрочного знака»…

В начале двадцатого века появляется термин «ритмомелодика речи». В связи с пунктуацией не только словесники, но и психологи, музыковеды и ритмики заговаривают о речевой идеографии, речевом чувственном, речевом интеллектуальном, мыслительном и животном, болезненном и сладострастном, рациональном и аффективном.

Любой внеалфавитный знак становится интонационным инструментом. Любой человек, ставящий запятые, пишет музыку.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.