search icoico arrow

Украинское образование должно измениться

Украинское образование должно измениться

Разговор с Мартой Богачевской-Хомяк, директором программы академических обменов имени Фулбрайта

Марта Богачевская-Хомяк - украинским американка, доктор, ученый. Кроме всего прочего, она является директором программы академических обменов имени Фулбрайта. Эта уважаемая организация, содействующая обмену ученых США с представителями интеллектуальной элиты всего мира, в минувшие выходные провела во Львове конференцию.

Мы, попыталась выяснить, в чем состоит цель 60-летней деятельности Фулбрайтовской организации, а также некоторые аспекты образования в мире.

- Госпожа Марта, зачем американскому сенатору Уильяму Фулбрайта нужно было организовывать эту программу. В чем ее целесообразность?

- Программа Фулбрайта даёт познания американцев всем жителям земного шара. И одновременно показывает представителям других государств, как выглядят истинные американцы, ведь иностранцы тоже не знают американцев. Но сама программа, я об этом отмечала в своем докладе, создана из очень прагматических соображений. Дело в том, что Европа задолжала Америке после Второй мировой войны. Вместо того чтобы брать деньги - ненужные марки, франки и шиллинги, - которые ничего не стоили, США начали принимать профессоров и студентов по программам обмена.

Америка была провинциальным государством до 1950-х годов. Только богатые американцы могли путешествовать по миру, большинство граждан этого государства никогда не видели других стран. Поэтому программа Фулбрайта позволяет нам, в Америке, познать мир и проводить более интеллигентную зарубежную политику.

- Не является Фулбрайтское программа, а также другие программы такого типа поиском иностранных ученых, "выкачиванием мозгов"?

- Мы не агитируем, чтобы они перебирались к нам, поскольку нам нужны собственные специалисты. У нас нет столько вакансий. Поэтому Соединенные Штаты, а также Фулбрайтская программа привлекает тех интеллектуалов, которые нам нужны.

США и не должен агитировать - к нам все равно приезжают люди, независимо от программ. Программа Фулбрайта не является агитационной. Думаю, что Америка уже пережила период распространения американских ценностей. Большинство из тех, кто прибывает к нам по программам обмена, видят Америку достаточно, чтобы заметить, что не все ладно в "нашем доме".

- Несмотря обмен профессурой и учеными, благодаря программе Фулбрайта, студенты имеют возможность получить магистерское образование в США. Однако эти дипломы в Украине не имеют никакой стоимости, ведь наше государство не является участником Болонского процесса.

- Болонский процесс - это, так сказать, более организованный фулбрайтовский опыт. Он дает европейцам возможность изменять школы. Хотя всегда есть какие либо различия, и, собственно, Болонский процесс позволит европейцам делать это. Америка от того теряет, она уже начинает терять, потому европейские студенты предпочитают больше ездить в ближайшие университеты, чем за океан. Движение ограничивается Европой. Но несмотря на это, всегда есть студенты, которые хотят ехать к нам. Это, например, представители Африки или Азии, ведь программа Фулбрайта распространена во всем мире.

- Однако те студенты, которые возвращаются из Америки, не находят себе работы в Украине по полученной там специальности.

- Это уже проблема Украины. Украинская образование должно измениться. Также должно измениться, и меняется, американская образование.

- Можно унифицировать обучения? Можно использовать одинаковый подход к скажем, техническому и художественному образованию?

- Каждый человек должен иметь общие знания, это должно быть заложено в базовом образовании. Но некоторые ваши труды не стоят даже той бумаги, на которой написаны. Некоторые наши работы также не является достойными. Я не вижу, как можно быть хорошим исполнителем, художником, не имея основательной базы общего образования. Образование является обязательным.

- Тема Фулбрайтовской конференции, состоявшейся в выходные, - "Интеллектуалы и власть". Каким образом эти два понятия для вас коррелируют?

- Они не коррелируются. Интеллектуалы должны ставить вопрос власти. А власть не унифицирована, не замкнута в себе. Власть состоит из реальных сил, реальных людей. К власти нужно подходить как к реальному инструменту, и именно с этим пониманием интеллектуалы должны коммутироваться с властью.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.