search icoico arrow

В. Штерн Умственная одаренность СПб

Как любое явление имеет свою историю развития представлений о нем, так и взгляды на одаренность изменялись на протяжении десятков или даже сотен лет. Многие ученые пытались разгадать загадку этого явления и каждый из них строил свою теорию относительно его сущности и методов его измерения.

Эта книга познакомит вас с прогрессивной для своего времени теорией одаренности известного немецкого психолога Вильяма Штерна. В ней вы найдете критический анализ автора современных ему представлений об одаренности и изложение своих собственных взглядов на данное явление. Так как данную книгу скорее можно отнести к историческому экскурсу в проблему одаренности, то порекомендуем ее специалистам-исследователям, а также тем, кто решил более глубоко ознакомиться с эволюцией представлений о методах исследования одаренности.

Книга включает в себя введение и три главы. Во введении автор определяет умственную одаренность как общую способность приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни. Он говорит о необходимости создания методик для ее практического изучения, предлагая переместить данный предмет исследования из области патопсихологии (отклонений в развитии) в область психологии нормальных людей, что для того времени являлось революционным.

Первая глава посвящена анализу одного из основных методов исследования одаренности — тестам. В ней В. Штерн доказывает неэффективность использования одного теста для получения полной информации о степени выраженности одаренности. Одним из первых он предлагает и обосновывает применение серии специально подобранных тестов, по результатам которых можно было бы не только вывести некий общий показатель умственного развития человека, но и сопоставить их результаты между собой. Отдавая должное методу измерительных шкал Бине и Симона, ученый замечает, что в отличие от предлагаемого им метода их шкалы позволяют сравнить результаты исследуемого с некой возрастной нормой, затруднясь определить «тонкие различия в степени одаренности» в небольшой однородной группе.

Во второй главе В. Штерн проводит подробнейший анализ метода измерительных шкал Бине и Симона, указывая на его достоинства и недостатки, предлагая усовершенствовать ее введением «частного умственной одаренности», так называемого коэффициента интеллекта, который получается при делении «умственного» возраста человека на его реальный возраст.

В противовес данному методу, не позволяющему определить различия между людьми внутри возрастной группы, в третьей главе книги автор предлагает свой собственный метод их исследования, названный им методом корреляций. Сущность его состоит в сравнении между собой как результатов испытуемых по одному или нескольким тестам, так и результатов одного испытуемого по нескольким тестам.

Таким образом, мы имеем все основания подчеркнуть огромное значение данной книги для совершенствования методов диагностики одаренности.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.