search icoico arrow

В Европу - через регистрацию

Представители старшего поколения, которым в былые времена доводилось отдыхать дикарями, наверняка помнят старую советскую норму, согласно которой все вновь прибывшие на курорт личности были обязаны оформить прописку. Указанное оформление сводилось к банальному трешнику, который требовалось выплатить бдительным органам внутренних дел с обязательным предъявлением паспорта. Впрочем, почти всегда хватало одного трешника, который с отдыхающего взимала услужливая квартирная хозяйка, давшая ему часть своего приморского крова и решавшая все необходимые вопросы с неусыпными стражами порядка.

Так то были старые советские времена, годы застоя и торжества тоталитаризма, скажет свободолюбивый читатель, который уже знает, что с прошлого вторника прописка в нашей стране признана антиконституционной.

Автор полностью разделяет такое определение института прописки, данное отечественным конституционным судом, потому что свобода перемещения по стране входит в самый базовый набор европейских и общечеловеческих ценностей, о приверженности к которым мы уже давно и упорно разговариваем.

Но в той же Европе (в большинстве стран так называемой Шенгенской зоны), как это удивительно ни звучит, есть процедура, до боли напоминающая поголовную регистрацию многострадальных советских курортников. Речь идет о том, что гость Шенгенской зоны, который собирается пребывать на ее богоспасаемых землях дольше полутора месяцев, в обязательном порядке должен об этом поставить в известность местную полицию. Одно спасибо: трешник при этом с вас не сдерут.

Конечно, в разных уголках этой самой зоны к чудакам, явившимся в полицию с подобным заявлением, отнесутся по-разному. Например, в Бенилюксе (Нидерланды, Бельгия и Люксембург) на вас будут долго и потрясенно таращиться и такой простой на первый взгляд вопрос уладят только по прошествии длительного времени, с привлечением высшего начальства.

А вот в Германии, наоборот, личность, пребывающая в стране на абсолютно законных основаниях, но не торопящаяся исполнить свой формальный долг перед местным правопорядком, вполне может получить грозное официальное уведомление о недопустимости подобного пренебрежения обязанностями - постараются соседи или даже ваши ближайшие знакомые-немцы. Да и на улице иностранец, а в маленьком городке, - даже и незнакомец в ответ на самый невинный вопрос, заданный дежурному стражу законности, может услышать лающее немецкое "Ausweis" (документы), знакомое соотечественникам еще с детства из фильмов про войну.

Все это служит ярким отражением того, что и в благополучном, свободном западном мире существует реальная проблема с отслеживанием перемещения граждан и их общественного поведения. Теперь и мы, в качестве платы за истинные ценности, заполучили эту проблему.

Действительно, решение об отмене института прописки, принятое Конституционным судом, остается пока неподкрепленным законодательной базой. Первое, что приходит на ум, так это то, что замена прописки регистрацией создает неограниченные возможности для фальсификации выборов.

В частности, каждый гражданин Украины сможет проголосовать и там, где живет, и там, где был прописан. При необходимости это позволит подтасовать парламентские выборы, обеспечив сколь угодно большую явку на участки. Никто не может помешать гражданину, избавившемуся от унизительного штампа в паспорте, волеизъявиться и на старом участке, и на новом.

Как же в зарубежных странах пытаются бороться с этими проблемами? Прежде всего за счет универсализации учета граждан. То, что в США одним из самых главных документов, идентифицирующих личность граждан, являются водительские права, является отражением сразу нескольких особенностей заокеанской жизни. Во-первых, американцы практически поголовно автомобилизированы. Во-вторых, страна имеет большую площадь, и многие граждане каждый день преодолевают достаточно большие расстояния, чтобы просто попасть на работу, зачем, собственно, и необходим автомобиль. Понятно, что в такой ситуации водительские права всегда будут при гражданах. В-третьих, американцы привыкли к повышенному комфорту и удобству в осуществлении любых видов деятельности, а водительские права исторически являются первым документом, в работе с которым начали применяться самые удобные и быстрые информационные технологии.

Второй формой учета местонахождения граждан является использование так называемой "кредитной истории", то есть использования гражданами своих кредитных карточек. С помощью этого подхода можно выяснить не только местонахождение, но и финансовую дисциплину отдельного гражданина, то есть своевременность и корректность суммы налоговых выплат. Такой подход применяется не только в Америке, но и в большинстве остальных развитых демократических стран.

И, наконец, третьей формой мониторинга миграционных процессов и общественной активности граждан является использование кодов социального страхования, в США они носят название ZIP-кодов (не путать с названием популярной программы-архиватора). Американский ZIP-код, если можно так выразиться, является старшим братом отечественного идентификационного номера, которым снабдило нас бдительное налоговое ведомство. Старшим не по возрасту, а по функциям, которыми наделено это двенадцатизначное число. Коды социального страхования, которые используются не только в Америке, содержат практически всю информацию о личности владельца, которую необходимо знать государству.

Получается интересная ситуация. В компьютеризированном государстве, использующем базы данных кодов соцстрахования, номера кредитных карточек и водительских прав, государство знает о своих гражданах даже больше, чем старый добрый Советский Союз о курортниках, осаждавших в летнюю пору черноморские здравницы. Кстати, и двойное голосование в таком государстве невозможно, так как компьютер просто не примет у вас голос, если уже проголосовала личность, воспользовавшаяся вашим ZIP-кодом.

Бумажный паспорт со штампом о прописке - это уже давно атрибут каменного века, причем не только потому, что жесткая привязка граждан к месту жительства является недемократичной. Просто с бумажным удостоверением личности, которое, кстати сказать, стоит недешево, стало очень неудобно работать, и пресловутый мониторинг граждан сохранение этого анахронизма не упрощает, а наоборот усложняет.

Показательно, что у нас уже сделаны первые робкие и относительно неуклюжие шаги во введении компьютеризированного мониторинга - например, для осуществления любого платежа на почте или сберкассе необходимо обязательно указывать свой налоговый идентификационный номер, что, разумеется, приводит к удлинению очередей, учитывая реальный квалификационный уровень почтово-сберкассных сотрудников. Но и в Америке когда-то тоже начинали внедрять поголовную компьютеризацию, и сложно поверить, что этот процесс шел без проблем.

Вся остановка за временем, в течение которого должны повзрослеть и окрепнуть ростки новых, цивилизованных стандартов общественной жизни.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.