search icoico arrow

В кольце спасения

В кольце спасения

Название проекта отдает утопией: «Школа без наркотиков». Ну просто «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Однако если узнать, что осуществляют его компетентнейшие специалисты – сотрудники отдела профилактики НИИ наркологии, руководимого доктором наук Натальей Сиротой – то к работе этой возникает нешуточный интерес. Если такие профессионалы берутся за дело – они знают, как его осуществить.

А название не следует понимать буквально. Никто не обещает создание чистого от наркотиков поля в одной отдельно взятой школе. Указана идеальная цель. Реальная задача выглядит куда скромнее – создать некое профилактическое кольцо, способное защитить детей от страшной напасти.

Кто образует кольцо? Сами дети, родители, учителя. Для работы с каждой группой созданы отдельные программы, для школьников дифференцированные по возрасту. Специалисты по профилактике берутся дать им полезные знания, обучить необходимым навыкам, больше того – так настроить души, чтобы у детей появился иммунитет против опасных соблазнов, которые предлагает жизнь.


В знаменитой 109-й

Пилотный проект начался два года назад в школе №109, где уже много лет директорствует знаменитый Евгений Александрович Ямбург. Школа, с одной стороны, - обычная государственная. А с другой – школа-город, как ее называют.

В 109-й много лет работает туристический клуб. Маршрутами путешествий исчерчена вся карта страны - школа Ямбурга владеет даже пароходом и конюшней. Маршруты - от несложных для пятиклашек (в клубной иерархии они числятся «охломонами») до экстремальных (это удовольствие - для старшеклассников, которые последовательно становятся «гражданами», «путешественниками» и, это высшее звание, «капитанами»).

В походах ребята время от времени собираются на «свечку» – это когда все усаживаются вокруг горящей свечи и говорят друг о друге все, что думают.

«Капитаны», как правило, знакомы с родителями «граждан» и прочих «охломонов» и при необходимости проводят с папами и мамами беседы, помогающие их детям решить какие-то назревшие проблемы.


Учитель – не воспитатель?

Но даже в такой «продвинутой» школе специалистам пришлось столкнуться со всеми мифами и предрассудками, сложившимися вокруг профилактики наркомании.

Одно из самых стойких и вредных заблуждений: учителя не являются воспитателями. «Мы – только учим». Но взрослый всегда, осознанно или бессознательно, выступает воспитателем, носителем тех или иных норм.

Психологи не в силах обуздать стихию, бушующую вокруг школы. Но в ее стенах можно создать организованную среду, качество которой будет очень сильно зависеть от отношений между учителями и детьми. Качество возникнет, лишь если для педагогов станут важны цели профилактики.

Их готовность учиться, меняться, активно помогать были принципиально важны – навязанная программа обречена на провал.

С учителями проводили индивидуальные беседы, позже начались тренинги.

И ни слова о злой болезни. Ни намека на разговор о химической зависимости вообще. Учителей, этих представителей стрессогенной профессии, помещали в ситуации, когда они могли почувствовать себя детьми. Вспомнить ощущения себя-ребенка, подростка, вытащить из глубины памяти затаенные горькие обиды, неприятные воспоминания. Пережить заново – и расстаться с ними.

Но при чем здесь, спрашивается, профилактика? Логика такая: учителя могут защитить лишь того ребенка, чьи проблемы они в состоянии понять, с которыми существует эмоциональный контакт. Расставание с собственными проблемами и комплексами открывает дорогу такому доверительному общению.

Постепенно сложилась группа учителей, которых увлекла работа в проекте. Сформировалась команда, готовая к более углубленной работе.


Будем рассказывать страшилки?

Еще типичное заблуждение: профилактика – это знание; значит, надо рассказать ребятам наркоманские истории пострашнее, и дело сделано.

Психологи терпеливо объясняли: истинная, эффективная профилактика – это система взаимодействия с личностью ребенка и его окружением. Только на такой основе можно воспитать человека, самостоятельно идущего по жизни. В сущности, профилактика должна подготовить ребенка ко всему, что встретится на жизненном пути.

Если учителя, как ни неожиданно это звучит, нуждаются в условиях для доращивания (когда им дается возможность пережить и изжить застарелые комплексы), то детям, отмечает Ина Баушева, координатор проекта, прежде всего требуется обстановка сотрудничества, возможность диалога. Ребята готовы простить взрослым незнание их мира, но ждут искреннего интереса к своей жизни и проблемам.

Вульгаризм – стремиться говорить с подростками на их языке, заискивать перед ними. Требуется нечто совсем другое.


Как выразить несогласие?

Оксана Петунс работала с 3-ми и 5-ми классами. Третьеклашки весьма сурово отзываются об алкоголе и курении (о наркотиках с ними не заговаривают).

Однако уже в пятом классе ситуация меняется разительно. Дети вступают в возраст, когда им очень важно самоутвердиться, быть принятыми в группу сверстников. Для этого очень годится небрежно выкуренная сигарета, «шикарно» выпитая бутылка пива. И оценки школьников становятся куда менее категоричными.

Психиатр-нарколог Надежда Никольская сделала интересное наблюдение: алкоголь, наркотики часто появляются в жизни подростка оттого, что он не умеет выразить своего несогласия. Мир амбивалентен, он поворачивается к ребенку то светлой, то черной стороной, что резко расходится с представлениями детей, привыкших делить всех на «плохих» и «хороших». Но вдруг оказывается, что добрый человек может быть и злым. Это трудно осознать, это вызывает тревогу.

Подрастающий человек часто не догадывается, что есть вещи, по отношению к которым он может и должен выражать свое несогласие. Мы ведь каких детей любим? Послушных, покладистых. Они привыкают подчиняться. И когда приятель предлагает «дозу», да еще с «лучшими намерениями», да еще и бесплатно, отказаться бывает невозможно.

Детей нужно подготовить к тому, что против некоторых явлений они могут и должны протестовать, а с какими-то и вовсе повести борьбу. Если подросток не готов идти навстречу неприятным ситуациям, это чревато опасными последствиями. Он будет прятаться от всего, что пугает. Наркотик в таких случаях многим кажется вполне подходящим «убежищем».

Задача профилактики в том и состоит, чтобы помочь ребенку выработать стратегию поведения. Не правильную, не хорошую, а такую, которая помогла бы ему идти по жизни, не разрушая его личности.


Телевизор вместо мамы

Все знают, что 12-15-летние – люди, невероятно внушаемые. А вот кто сумеет воспользоваться этой их «слабостью», это вопрос вопросов. Очень часто – не родители, а тусовка, которая внедрит собственные представления о жизни и о том, как следует себя вести.

И потому нынешние третьеклассники, скорее всего, совершат ту же эволюцию, что и нынешние пятиклассники. Что дает основание для пессимистического вывода? Петунс давала детям задание нарисовать свою семью. Большинство изобразило каких-то «мультяшных» персонажей. И еще было задание: рисунки «Я – реальный» и «Я – идеальный». И здесь большинство картинок оказалось сделанными по мотивам мультиков.

У их авторов нет образа семьи, нет контакта с собственным «Я». Их растит и воспитывает телевизор. Некоторые мамы жаловались, что дети могут делать уроки только при включенном «ящике». Откуда привычка? От мам же. Выяснилось: они всегда держат телевизор включенным, «для фона».

Но телевизор – никудышный педагог. С ним нельзя вести диалог, он не научит самостоятельно принимать решения. В общем, с родителями тоже пришлось серьезно работать. Как и с учителями, с ними психологи встречались каждую неделю. И первое, что бросилось в глаза, - папы и мамы хуже информированы о наркотиках и наркомании, чем учителя. Хотя и осведомленность последних ниже необходимого уровня.


Угадать состояние души

Проблема взаимоотношений с другими значимыми обостряется год от года. И одновременно подростку все важнее самоутвердиться, обрести высокую оценку в собственных глазах. Иногда одно сильно мешает другому. Наталья Лыкова работала с 6-ми классами. И был там мальчишка – агрессивный, «вредный», девчонки от него просто плакали. Психолог дает задание: нарисуйте, что в вас есть хорошего. То, что изобразил на листке бумаги всегдашний возмутитель спокойствия, было удивительно: планета, розы в шипах, из-за края земли восходит солнце.

Автор захотел, чтобы его рисунок обсудили и, робея, дал свое толкование: «Солнце – это я. Я могу обогреть землю». Надоело человеку быть, точнее, казаться «плохим» и решился показать, какой он на самом деле большой и теплый.

Его «хорошесть» интуитивно чувствовали и сами ребята: «Мы же говорили, что Пашка хороший!»

«Большой и теплый» часто выставляет колючки оттого, что не уверен, позволит ли ему мир быть добрым.

Так дети учились анализировать свои и чужие поступки, угадывать то, что скрыто глубоко в душе. И порой обнаруживали поразительную тонкость. Ина Баушева припомнила эпизод с девятиклассниками. На тренингах одна девочка сидела и молчала, не участвуя в общем действе. Ребята, казалось, так ее и воспринимали – как не имеющую своего языка фигуру. Незадолго до последнего занятия было задание: рассказать о другом все, что думаешь. И многие заговорили именно о молчунье, причем очень тепло и сочувственно.

Это вызвало у нее взрыв эмоций, полились слезы. Дома она была за старшую в семье, жизнь заставила очень рано повзрослеть; но ее детское «Я» нуждалось в поддержке, и девочка ее получила от группы. Ребята созрели для того, чтобы угадать состояние души травмированного, растерянного человека. К этому шаг за шагом вели психологи, последовательно усложняя задачу каждого тренинга.

«Одинокий волк»

Как же необходим подростку взрослый, который неназойливо поможет прийти к истинному пониманию вещей… Подростки так часто «не просекают» элементарного, очевидного.

Наталья Сирота привела характерный пример: «Прихожу в 10-11-е классы, беседуем о жизни… Ученик с восхищением рассказывает об однокласснике: тот сильный и одинокий, ему никто не нужен; он хочет достигнуть такого же успеха в бизнесе, что и его отец (которого, как выясняется, сын видит очень редко). И парень своего добьется, потому что, как и отец, сильный и одинокий. Образ «одинокого волка» показался очень привлекательным, ему захотелось подражать. Но можно ли достигнуть успеха в мире, спросила я, с которым ты не связан и которого не знаешь? "«Не это важно. Главное - быть сильным".

Однако сила, которая очень явно себя демонстрирует, подозрительна, за этим часто прячется что-то другое. Именно это и обнаружил психолог, общаясь с «одиноким волком». Оказалось, он далеко не так уверен в себе, как хотел показать сверстникам, и выстраивал множество барьеров, призванных замаскировать как раз его слабость.

И для этого подростка и для того, кто им восхищался, было очень важно разобраться в ситуации. Без такого анализа, без рефлексии невозможно, говорят психологи, запустить механизм самопознания, узнавания себя-реального.


Она узнала его по мученическому лицу


И еще типичное заблуждение. Считается, что если ребенок загружен, за него можно не волноваться. Но вот какое признание сделала одна мама Наталье Лыковой: «Я так слежу, чтобы у сына минуты не было свободной! Он занимается спортом, музыкой, языками. От этого даже здоровье ослабло, пришлось сажать его на специальное питание. И что я имею в результате? Мальчик ничего не хочет от жизни!»

Этого ребенка Лыкова узнала в классе по мученическому лицу. Кто знает, если мальчишке предложат порцию «белой смерти», не согласится ли он принять ее, чтобы с помощью порошка получить хоть немного кайфа от жизни, ставшей для него чередой непосильных испытаний?

Да, детей следует загружать, говорят психологи, но лишь с учетом их устремлений. И так, чтобы они понимали, для чего им нужно здорово кататься на коньках или играть на скрипке.


Проект в школе №109 закончен, начатую психологами работу продолжают педагоги. А специалисты из НИИ наркологии помогают наладить профилактику в школе №102 - там тоже захотели получше подготовить детей к испытаниям, на которые так богата жизнь.
В Сергиевом Посаде эта же группа ученых помогает создать координационный центр по профилактике, который будет работать на всю область.
Во многих городах тем же заняты бывшие студенты Натальи Сироты. В стране уже немало специалистов, которые знают, как создать вокруг ребенка профилактическое кольцо, внутри которого он бы чувствовал себя в безопасности.
Идеальное кольцо должно охватить всю страну. И это, считают специалисты, не так уж недостижимо. Нужно только не распылять средства и силы по тысячам направлений, а подчинить хаотические пока действия единой стратегии.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.