search icoico arrow

Во Львове работает лишь один бизнес-инкубатор, да и в том сейчас ремонт.

Во Львове работает лишь один бизнес-инкубатор, да и в том сейчас ремонт.

Бизнес-инкубаторы являются удобным прибежищем для малых компаний, только что «сводятся на ноги». Однако, в Украине предпринимателям приходится от первого дня работы рассчитывать только на себя - среди 70 зарегистрированных в Украине бизнес-инкубаторов реально работают только около десяти. На Львовщине же действует только один бизнес-инкубатор. Причину слабого развития бизнес-инфраструктуры в стране, элементом которой собственно и есть бизнес-инкубаторы, эксперты видят в недостатке финансирования и внимания со стороны государства к обеспечению надлежащих условий для развития малых предприятий

Инкубаторное безденежье


Первые бизнес-инкубаторы начали появляться в Украине в рамках финансируемой Институтом «Открытое общество» (Нью-Йорк) Программы социальной адаптации военнослужащих Международного фонда «Возрождение». Соответственно, первыми клиентами пилотных инкубаторов были уволены в запас военные. Сегодня в нашей стране, по официальной информации, зарегистрировано более семидесяти бизнес-инкубаторов. По данным же недавно проведенного Украинской ассоциацией бизнес-инкубаторов и инновационных центров (УАБИИЦ) мониторинга деятельности бизнес-инкубаторов, их численность оказалась значительно меньше и составляет лишь около десятка бизнес-инкубаторов, которые реально работают. Среди них, прежде всего, можно назвать Славутицький, Хмельницкий, Симферопольский, Львовский, Полтавский, Ивано-Франковский бизнес-инкубаторы.

«Есть несколько причин того, почему бизнес-инкубаторы в Украине не развиваются, - считает руководитель Благотворительного фонда« Инкубатор-центр »Любовь Максимович. - Прежде всего, проблема заключается в том, что нет законодательства, которое бы регулировало деятельность инкубаторов, а также четкой государственной политики в этой области. Вторая самая большая проблема - нехватка финансирования ».

Среди основных проблем в работе отечественных бизнес-инкубаторов Любовь Максимович прежде всего отмечает отсутствие законодательства и четкой государственной политики в этой области.

Основным источником финансирования бизнес-инкубаторов в Украине есть средства донорских организаций типа Агентства международного развития США (USAID). Государство и частные инвесторы не спешат вкладывать средства в создание бизнес-инкубаторов. Однако проекты, которые финансируют в Украине международные доноры, рано или поздно заканчиваются, поэтому украинским бизнес-инкубаторам, которые работали за иностранные деньги, приходится искать другие источники финансирования. Поэтому и бизнес-инкубаторы часто превращаются в обычные бизнес-центры, помещения в которых сдают в аренду уже по рыночным ценам.

Виртуальный инкубатор

В конце 90-х годов прошлого века USAID финансировало Программу развития бизнес-инкубаторов в Украине (BID). В рамках этой программы был создан технологический бизнес-инкубатор «Харьковские технологии». Особенностью этого центра является то, что при нем работает виртуальный бизнес-инкубатор, или, как его еще называют, «инкубатор без стен». Появился этот проект в 2005 году в рамках Программы InfoDev Мирового Банка. Клиентом виртуального бизнес-инкубатора может стать любая инновационная компания. Как рассказывает директор Центра «Харьковские технологии» Инна Гагауз, предприятиям-клиентам этого инкубатора предоставляется такая же помощь, которую получают арендаторы в классическом инкубаторе. С той лишь разницей, что вместо помещения «постояльцы» виртуального инкубатора получают место (сайт) в локальной предпринимательской сети Центра «Харьковские технологии». Участники виртуального инкубатора, по словам Инны Гагауз, в режиме реального времени получают необходимые им бизнес-консультации, пользуются оборудованием виртуального офиса и услугами секретаря, имеют доступ к электронной библиотеки и книжного Интернет-магазина. Информация об инновационных и инвестиционных проектах клиентов сети размещена в отдельном разделе портала «Биржа технологий».

Также на основе виртуального инкубатора организовано дистанционное бизнес-обучение по таким программам, как «Коммерциализация научных разработок», «Финансовый менеджмент», «Менеджмент инновационного предприятия», «Стратегия развития предприятия», «Эффективный маркетинг» и другие. Кроме того, для всех клиентов инкубатора специалисты Центра разрабатывают корпоративные сайты предприятий, а также электронные магазины, которыми работники предприятия после обучения на специальных тренингах смогут управлять самостоятельно.

К первому сентября этого года клиентом Харьковского виртуального бизнес-инкубатора еще можно стать бесплатно. Естественно, что часть услуг (разработка веб-сайта, бизнес-планирование, обучение) являются платными, однако цены на эти услуги являются невысокими, уверяет руководство инкубатора.

Инкубатор для Львова

Во Львове бизнес-инкубатор работает при НУ «Львовская Политехника». Его создали в 1993 году в рамках совместной программы «Львовской политехники» и Политехнического университета Rensselaer (г. Трой, штат Нью-Йорк, США).

На момент основания Инкубатор-Центр при НУ «Львовская политехника» находился в небольшой комнате главного корпуса, поэтому предоставлять предприятиям помещения в аренду не мог, рассказывает «ДИАЛОГА» директор центра Любовь Максимович. Но там был телефон, факс, ксерокс и секретарь, поэтому инкубовани предприятия имели возможность пользоваться этими услугами. Кроме того, бизнес-инкубатор предоставлял консультации, проводил тренинги. В 1995 году «Львовская политехника» выделила инкубатора помещение площадью 300 м2. С тех пор собственно инкубатор стал классическим, то есть начал предоставлять своим клиентам помещение в аренду. А недавно Инкубатор-центр переехал в новое, еще большее помещение. Сейчас там идет ремонт, поэтому единственная помощь, на которую может рассчитывать предприниматель - консультации.

Чтобы стать клиентом Инкубатор-Центра при НУ «Львовская политехника», нужно пройти отбор. По словам Любови Максимович, клиентом их инкубатора в коем случае не может быть торговая фирма. Аргументация проста - торговое предприятие может выжить сама, поскольку ее деятельность довольно быстро окупается. Для развития же фирм, занимающихся производством или оказывают высококвалифицированные услуги, нужна поддержка.

Из-инкубатор «Политехники» прошло 70 предприятий. 16 из них арендовали офисы в инкубаторе, остальные пользовались лишь консультационными услугами учреждения. Один из самых успешных проектов - фирма SoftServe. Это было одно из первых предприятий, «поселилось» в Инкубатор-центре. Сейчас в SoftServe работает около тысячи работников. Компания успешно работает на международных рынках и является одним из ведущих производителей программного обеспечения в Украине. Еще одним известным «выпускником» Инкубатор-центра является консалтинговая компания «Западноукраинский менеджмент консалтинг».

Как работают бизнес-инкубаторы?

Бизнес-инкубаторы - это структуры, которые предоставляют новым компаниям помощь на этапе их создания и начального развития. В Украине наиболее распространены так называемые классические бизнес-инкубаторы. Это хозяйственные комплексы, которые на выгодных условиях предоставляют в аренду начинающим предпринимателям помещения, инфраструктуру и определенный набор услуг, необходимых для работы на начальном этапе. Предприниматель имеет возможность пользоваться офисным оборудованием: ксероксом, компьютерная ютером, подключенным к Интернету, телефоном. При этом предприниматели, находящиеся в одном бизнес-инкубаторе, имеют возможность использовать опыт не только менеджеров, юристов и консультантов инкубатора, но и своих коллег по инкубатора. Кроме того, предприниматели могут, не арендуя помещения в бизнес-инкубаторе, пользоваться некоторыми его услугами. Таких членов инкубационной программы называют аффилированными. Фактически для предпринимателя бизнес-инкубатор - это, прежде всего, возможность начать собственное дело с минимальными стартовыми затратами.

Свои услуги бизнес-инкубаторы могут предоставлять как бесплатно, так и на платной основе. Но даже во втором случае цены на эти услуги значительно ниже, чем рыночные. В последнее время довольно популярной стала так называемая нарощувальна схема цен на услуги инкубатора. К примеру, в течение первого полугодия клиент оплачивает 50% от реальной стоимости предоставленных ему услуг, во втором - 75%, а в следующем году - полную стоимость. Специалисты считают, что это найоптимальний выбор. Поскольку безвозмездные услуги часто привлекают людей абсолютно непригодных для ведения бизнеса. А таким образом предприниматель-начинающий сразу понимает, что в бизнесе на халяву ничего не был АЕ, а помогают только тем, кто что-то делает.

Инкубационный период для предпринимателей в Украине, как правило, длится три года. О днак, для предприятий, внедряющих инновации, этот срок может быть пр одовжений до пяти лет. По истечении этого срока предприятие попадает в реальный бизнес-пространство и уже самостоятельно должен решать все свои проблемы.

Клиентами бизнес-инкубатора становятся по конкурсу. При инкубаторах работает экспертная комиссия, которая и отбирает клиентов по определенным требованиям. Требования эти каждый инкубатор обычно определяет для себя сам. Однако, среди самых общих можно отметить такие: потенциальный клиент должен работать на рынке не более 1-2 лет и иметь четкую стратегию развития, а также ее материальное воплощение - бизнес-план.

Компетентные

Юрий ВАСИЛИК, исполнительный вице-президент по финансам SoftServe, Inc.

В начале 90-х годов прошлого века в Украине деятельности бизнес-инкубаторов была особенно полезной и прогрессивной, ведь они помогали будущим предпринимателям основать компанию, получить необходимые базовые знания для ведения бизнеса, а также поддерживали ее на начальном этапе деятельности.

При содействии бизнес-инкубатора участники программы получали возможность общаться с руководством крупных компаний, которые делились с ними своим управленческим опытом.

Когда инкубатор размещался в бизнес-центре, маленькая компания получала возможность использования общей инфраструктуры (мини-АТС, секретарь, оргтехника), что очень помогало ей на первых порах, когда ресурсы необходимо было направлять на решение проблем становления бизнеса. То, что инкубатор находился в университете, давало доступ к ресурсам учебного заведения, позволяло студентам и профессорам реализовать собственные идеи.

Компания SoftServe была одной из первых участниц программы бизнес-инкубатора при ЛНУ «Львовская Политехника» и с его помощью прошла этап первичного развития. По моему мнению, деятельность бизнес-инкубаторов дала большой толчок развитию бизнеса в Украине, в частности во Львове.

Лилия Долинский, директор ООО «Ванкувер»

Как по мне, то деятельность бизнес-инкубатора должна быть направлена на решение четырех задач: во-первых, установление связи между наукой и бизнесом, во-вторых, поддержка только начатых предприятий, в-третьих, укрепление инфраструктуры поддержки инноваций, и по -четвертых, увеличение количества академических предприятий, привлечение к предпринимательской деятельности преподавателей, студентов. То есть, я считаю, что бизнес-инкубаторы в первую очередь должны быть нацелены на поддержку инноваций.

На Львовщине, к сожалению, бизнес-инкубаторы недостаточно активны. Это, в определенной мере, понятно, если учесть, сколько средств требуется для содержания хотя бы одного такого центра. Развитием бизнес-инкубаторов и других структур поддержки предпринимательства должна заниматься государство. И очень важное значение в этом контексте имеет активность самого региона. Бизнес-инкубаторы должны появляться в рамках программ регионального развития. Только тогда можно будет ожидать какой-то результат.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.