search icoico arrow

Всем по барабану!

Иногда я замечаю, что с каждым днем все более и более модным становится быть немножко «не от мира сего». Это значит читать странные книжки, исповедовать даосизм (или, по меньшей мере, дзен-буддизм), считать примитивистов гениями, цитировать Конфуция, балдеть от Баха и Вагнера (да, да, это чуть ли не самое странное) и т.д.

Особенно меня в последнее время поражает повальный интерес современной молодежи к культурам востока, Африки и латинской Америки. Все дружною толпой жуют суши в японских ресторанчиках, взахлеб смотрят аниме (пресловутые Сейлор-муны и Пикачу не в счет), учатся танцевать латино и танец живота, зазубривают мертвые языки и двигают в народ культуру раста, короче, каждый сходит с ума по-своему. Периодически встречаются и такие кадры (как я, например), которые почему-то начинают играть на этнических инструментах, типа перкуссий (так называемые этнические барабаны). Вот ладно бы учились патриотично тренькать на гуслях или балалайке, нет! Нам бы что-нибудь этакое, почудней да позаковырестей, чтобы все вокруг глаза по пять рублей от удивления сделали…

В народе, как ни странно, все этнические барабаны принято называть там-тамами. Но у меня язык даже не поворачивается так их обозвать, ведь на самом деле тамтам – это музыкальный инструмент, похожий на гонг, со звуком неопределенной высоты. Вот просто тамы и дун-дуны в Африке встречаются, а там-тамов, как барабанов, хоть убей, нет. Так что либо они все-таки есть, только в каком-нибудь неизвестном науке каннибальском племени тумба-юмба, которое проживает в дебрях Амазонки, либо у великого и могучего русского народа такая же великая и могучая фантазия.

В мире существует огромное разнообразие этнических барабанов, среди которых конго, джэмбе, табла, бонго, дарбука, дхолак, мриданг. Причем каждый из этих ударных уникален, совершенно не похож на другой, т.е. имеет особое звучание, форму, происхождение и способы игры. Лично мне ближе всего из этих ударных табла - один из наиболее популярных инструментов Индии, состоящий из двух барабанов. Считается, что табла (от арабского «табл» - барабан) изобрели, как бы разрезав древний двухсторонний барабан пакхавач, около 300 лет назад. Меньший барабанчик так и называется табла, больший басовый - дагга. Иногда их также называют «даян» и «баян», что означает «правый» и «левый», относительно исполнителя. С давних времен существуют определенные ритмы, базовые, фиксированные композиции ударов - тхеки, которые практически одинаково исполняются музыкантами из разных частей Индии. Однако в каждой школе игры на табла (не путать с общеобразовательной!) существуют свои вариации тхек, так называемые пракары. Получилось, что мне пришлось учить одни и те же системы ритмов (таалы) у разных преподавателей, и каждый раз было необходимо немного переучиваться, так как у всех них была своя методика, постановка рук и пальцев при игре. Кстати, я забыла упомянуть, что на большинстве этнических ударных «стучат» руками, так что, прощай великолепный маникюр!

На табла абсолютно бесплатно (!!!) обучают играть в индийском культурном центре им. Джавахарлала Неру. Помнится, никак не могла запомнить, что нашего преподавателя зовут Анил Дикшит, но это не было какой-то особой проблемой, так как в ИКЦ (Индийский культурный центр) все ученики звали его Гуру джи, что переводится как «учитель», только с большой долей уважения. Вот бы и в школе так, а то пади запомни, чем Мариванна отличается от Маряндревны. Единственный дельный совет, который я могу дать начинающему таблисту, направившего стопы свои к ИКЦ – это хотя бы на примитивном уровне знать английский язык . На крайний случай можно иметь под боком такого же буйно помешанного, как и вы друга, который будет служить переводчиком. А то сидеть и хлопать на Гуру джи огромными и абсолютно пустыми глазенками будет, мягко говоря, не совсем удобно ни тебе, ни ему. Было очень забавно, когда мы всем коллективом пытались знаками, жестами и выражением лица объяснить преподавателю значение слова «издеваться», обвинив его предварительно в этом самом издевательстве. Он и не думал, что так кровожаден…:)

Пока я там училась, узнала много неординарных и, как модно ныне выражаться, креативных людей, которые там разве что не ночевали. У нас была одна такая девушка Аня, которая на занятия по табла влетала, взмыленная, сразу после восточных танцев Бхарат Натьям, а едва кончалось время, отведенное на табла, мчалась шмелем изучать хинди (индийский язык). Свою постоянную беготню из кабинета в кабинет и условное «поселение» в комнатах культурного центра активистка объясняла тем, что живет рядом, делать летом нечего, и вообще, все это гораздо увлекательнее, чем просиживание штанов перед телевизором или опостылевшем донельзя компьютером. Один мой знакомый юный музыкант и «этноман» любил повторять: «Мы все здесь немножко «не от мира сего», так пусть же хоть три раза в неделю мы будем чувствовать себя в своей тарелке. А после целого дня «вкалывания» это такой кайф, знаешь ли!». Хотя профессиональные индийские музыканты начинают обучение примерно с 5 лет, нам-то, русским, никогда не поздно учиться чему-либо, даже игре на странного вида на барабанчиках. В восточных странах считается, что музыка (в данном случае классическая индийская музыка) обладает необычайной ценностью только тогда, когда она прославляет бога и открывает людям сердца. Помимо того, прослушивание и исполнение определенных ритмов благотворно влияет как на физическое, так и на духовное здоровье человека. И пусть говорят, что москвичи со своей восточной модой с жиру бесятся, зато мы будем танцевать и смеяться под забойные звуки «этно»!

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.