search icoico arrow

Я - концепция в зеркале автобиографии

Я - концепция в зеркале автобиографии

Анализируя свой жизненный путь, респонденты (N = 374) замечают прежде всего композицию из шести устойчивых и значимых событий прошлого, настоящего и будущего, которые преломляют через свою Я-концепцию.

Характерно, что наибольшее количество событий называют студенты-менеджеры и руководители. По типу событий первое место с большим отрывом занимают события личностно-психологического типа. Следовательно, высока сосредоточенность респондентов на своем внутреннем мире.

Анализ содержания событийной организации процесса становления Я-концепции во времени показывает, что имеет место выраженная ориентация респондентов в прошлое. При этом наиболее выражена данная тенденция у 42,5 % студентов-менеджеров (N=174). Характерно, что 27,6 % респондентов в равной степени думают о прошлом, настоящем и будущем, но при этом прошлое (32 %) все же рассматривается как наиболее важный период становления Я-концепции, воспоминания о котором получают наибольшее удовольствие. ":Вообще в детстве я намного лучше себя чувствовал потому, что, наверное, тогда у меня не было никаких проблем, было много свободного времени, не то, что сейчас:" (324, М.А.С.). Как видим, у респондентов начало автобиографических воспоминаний о Я-прошлом локализуется преимущественно в детстве и частично (особенно в выборке руководителей) - в юности.

Результаты экспериментального исследования показали значимость для респондентов в прошлом тех событий, которые связаны с учебой, повышение квалификации (58,9 %), достижениями (46,5%), увлечениями (30 %), поездками (25,4 %), рождением (21,4 %), родственными узами и семейными взаимоотношениями (21,1 %). Примечательно, что в выборке студентов-менеджеров предпочитают указывать спектр значимых событий, касающихся достижений (65 %) и повышения квалификации (62,2 %). Данная тенденция характерна и для выборки руководителей. При этом женщины-руководители в два раза чаще упоминают события, связанные с родственными узами и семейными взаимоотношениями, чем мужчины-руководители.

Осмысление собственной жизни старшеклассники (N =64), студенты-юристы (N =110) и студенты-менеджеры в большинстве своем начинают в автобиографических рассказах с момента осознания себя. Проиллюстрируем данное утверждение. ":Очень многие эпизоды из детства, в том числе раннего, первые впечатления, чувства, ощущения я до сих пор отчетливо помню. Например, как я учился читать: вставал в восемь утра, брал целую гору книг детских и шел к маме в комнату. Садился и начинал медленно по слогам читать (в 1,5 года я уже знал буквы). Так мы сидели до десяти часов, а иногда и до полудня, и в 2,5-3 года я читал уже весьма неплохо:" (317, И.В.С.).

Факты, полученные в результате качественного анализа содержания автобиографических рассказов, доказывают утверждение о том, что значительную часть сведений, составляющих автобиографическую память о детстве, личность получает не из своего опыта, а от близких в уже трансформированном виде. Аналогичные результаты получены в исследовании В.В. Нурковой (1996, с.26), которая указывает на то, что "...и более поздняя, уже самостоятельно функционирующая автобиографическая память старшего ребенка постоянно подвергается воздействию внушения родителей о том, каким он будто бы был в раннем детстве".

Заметим, что в автобиографических рассказах респондентов значительна доля упоминаний (16,6 %) о переезде и связанным с ним вхождением в новую социальную среду. ":Помню, как мы получили новую квартиру в новом доме. Как я была рада! Хотя мне тогда было четыре года, я отчетливо помню, как папа перевозил мою кроватку на колесиках по дороге от старого дома к новому. Тогда я шла рядом, держась за спинку кроватки, я как будто помогала папе, чувствуя себя такой взрослой!:" (203, Л.О.А.). ":Когда мне было шесть лет, мы сменили квартиру и все пришлось начинать заново:"(341, В.А.К.). ":страшный момент - переход в другую школу. Так переживала, что почти ничего не помню. Память вернулась, когда мое положение стало вновь определенным, и я завоевала расположение окружающих:"(183, Л.П.С.).

В отдельных случаях происходит обращение респондентов (1,9 %) к описанию своих страхов и опасений. Установлено, что самоописание страхов встречается чаще в женской выборке (2,3 %), чем в мужской (0,9 %). Глубинный анализ особенностей респондентов показал, что указанные события сопряжены с интенсивным переживанием негативных эмоций. Приведем два примера, иллюстрирующих данные переживания. ":Мне снилось, что я сплю в своей маленькой кроватке с решетками и вдруг на стене появляется большой пропеллер. Я как-то выскакиваю из кроватки и бегу в коридор. Там сидит моя бабуля. Она успокаивает меня:" (184, Ф.Е.Н.). ":после этого случая меня по ночам в течение пяти лет мучили кошмары. Мне снился старый, заброшенный деревянный дом, который я проходила, когда искала дорогу домой. Он все время очень пугал меня и я все время убегала, а когда я просыпалась, на часах все время было четыре часа утра:"(189, Я.М.В.).

Событийная организация процесса становления Я-концепции в настоящем времени характеризуется обращением респондентов к анализу характеристик своей Я-концепции (62,3 %), проблем повышения квалификации (25,7 %) и удовлетворенности жизнью (23,3 %). Судя по частоте упоминаний, существенными являются темы увлечений, интересов (20,5 %), социальных контактов (13,1 %) и семейных взаимоотношений (7,2 %).
Результаты исследования удовлетворенности жизнью показывают, что характеристики отношения респондентов к жизни в разных возрастных группах довольно разнообразны. Наибольшее удовлетворение жизнью показывается в выборке старшеклассников (31,3 %), которые субъективно переживают свою жизнь как осмысленную. У них ярко выражена заинтересованность проблемой смысла жизни как способ формирования собственной идентичности. По данным самоописаний, в данной возрастной группе самореализация сформирована в гораздо меньшей степени, чем в других группах респондентов. Это обусловлено, прежде всего, ограниченным пространством самореализации.

Обратим внимание на то, что неудовлетворенных жизнью больше в выборке руководителей (15,4 %). Мы считаем наличие данной тенденции как проявление возрастных особенностей процесса становления Я-концепции респондентов во времени. Для старшеклассников и студентов временные границы жизни субъективно расширены, содержат больший потенциальный запас времени. По мере взросления происходит сужение этого временного потенциала, более критическое отношение к жизни и расширение пространства самореализации.

Характерно, что собственную жизненную ситуацию респонденты воспринимают более позитивно, чем ситуацию в стране и сфере управления. Иллюстрацией данного утверждения служат следующие высказывания. ":Я человек удовлетворенный в личном плане, но я не удовлетворена творившимся в окружающем нас мире. Этот кризис в стране. Зачем вообще, я не понимаю, нам нужна валюта. Мы живем в России, мы русские люди и почему мы что-то должны покупать за доллары. Это как-то неправильно:" (89, С.Е.В.). ":Я думаю, что нынешние руководители не уважают свою профессию, а только зарабатывают деньги. Однако при общении с людьми я считаю недопустимым это. Руководитель должен уважать тех людей, которым он может помочь, а не наслаждаться своей властью, зависимостью от него человека, пришедшего с инициативой:"(184, Ф.Е.Н.). ":Хотелось бы верить, что деньги не всецело правят этим миром, и в нем осталось еще что-нибудь человеческое:"(326, Л.А.).

Результаты эмпирического исследования представлений респондентов о будущем показали, что оно характеризуется своей определенностью. При этом сформированность смыслового будущего оказалась более высокой, чем сформированность его пространственно- временного аспекта. Притягательность только будущего упоминают 1,3 % респондентов.

Примечательно, что будущее респонденты связывают в основном с работой (23,3 %), повышением квалификации (23 %), семьей (14,7 %) и карьерой (6,1 %). Вступить в брак хотят 12,5 % старшеклассников, 15,5 % студентов-юристов и студентов-менеджеров. Что касается детей, то хотят их иметь 4,7 % старшеклассников, 4,5 % студентов-юристов, 6,3 % студентов-менеджеров.

Содержание событийной организации в будущем старшеклассники планируют в соответствии с профессиональным выбором, что свидетельствует о той огромной роли, которую играет будущая профессия в личностном самоопределении. Наблюдается большое желание старшеклассников (51,5 %) продолжить учебу в высшем учебном заведении.

Эмпирическое изучение будущего студентов-менеджеров показало, что при достаточно позитивном отношении к планированию собственной жизни реальные жизненные планы направлены на самореализацию в управленческой деятельности (22,4 %) и созидательное преобразование действительности.

В представлениях студентов-менеджеров о будущем значительна доля упоминаний о предстоящем браке (15,5 %) и карьере (5,7 %). ":В будущем я представляю себя деловой женщиной. Я вижу маленький уютный кабинет. Я сижу за столом, на котором куча бумаг, а я разговариваю по телефону со своим мужем, который у меня на первом месте. Я считаю, что женщина, у которой на первом месте работа и нет ни мужа, ни детей, это не женщина - это просто робот:"(193, Т.Р.У.). ":В будущем я планирую найти работу, хотя в наше время это сделать довольно трудно. Лет через пять-десять, я думаю, выйду замуж, буду работать, рожу ребенка, буду его воспитывать, но это в далеком будущем:" (202, А.Е.В.). ":В будущем я представляю работающей женщиной, вполне удачной и счастливой. Я надеюсь сделать свою карьеру именно в области государственного управления. Я не хотела бы быть только домохозяйкой, для меня это просто невозможно. Хотя все же на первом месте для меня стоят семейные ценности:" (183, Л.П.М.).

Приведенные высказывания студентов-менеджеров указывают на следующее. Во-первых, в процессе становления Я-концепции респондентов происходит столкновение их значимых отношений, представлений о будущем и реальной жизненной ситуацией. Во-вторых, респонденты пытаются активно противодействовать внешним обстоятельствам и ради достижения жизненной цели изменять самих себя. В-третьих, сформированность смыслового будущего у респондентов подвержена влиянию социально-психологических факторов. В-четвертых, видение себя в будущем подразумевает представление о том, что личность будет ценить в будущем.

У лиц в выборке руководителей (N =26) уже явно обозначается в автобиографических рассказах сужение временной перспективы жизни и ухудшение ее прогноза (":хотелось бы большего:", ":перспективы туманны, но очень хотел бы поработать во благо своего родного города:", ":очень неопределенные перспективы, но интересные:", ":хотелось бы верить, что у нас есть будущее:").

Интересно, что осознание реализации основных целей жизни иногда обусловливает невысокие оценки своего будущего и эти оценки весьма красноречивы (":хорошие перспективы:", ":я добьюсь чего хочу:", ":я решаю конкретные задачи и не забегаю вперед:", ":перспективы зависят только от нас:"). Исследуемые респонденты направлены на достижение в сфере познания, написание научной работы и повышение квалификации (11,5 %). Будущие перспективы отражают данное стремление этой группы руководителей. При этом будущее обладает для них большой мотивирующей силой.

Далее проанализируем эмоциональное отношение респондентов к содержанию событийной организации становления Я-концепции во времени. Результаты данного анализа показывают наличие дифференциации эмоционального фона прошлого, настоящего и будущего. Следует отметить абсолютную открытость респондентов, особенно у студентов. Самоописания характеризуются преобладанием позитивного отношения над негативным, однако, степень этого преобладания различна. В прошлом эмоциональный фон, в основном, ровный, в настоящем - напряженный, появляется усталость, а в будущем - уверенный и оптимистичный. При этом главной особенностью автобиографических рассказов респондентов является вера в будущее и позитивное отношение к нему.

Итак, исследование эмоционального отношения респондентов к прошлому, настоящему и будущему в автобиографических рассказах выявило следующее:


отчетливую возрастную и половую дифференциацию и индивидуальную вариативность эмоционального отношения к содержанию событийной организации становления Я-концепции, в зависимости от локализации наиболее ярких впечатлений во времени;

позитивное переживание старшеклассниками и студентами открытой жизненной перспективы;

наличие эмоциональной связи между ретроспективными, актуальными и потенциальными автобиографическими событиями;

преобладание в автобиографических рассказах позитивного эмоционального фона над негативным и актуализацию напряженности.

Таким образом, приведенные в исследовании эмпирические факты свидетельствуют о противоречивости событийной организации процесса становления Я-концепции во времени. Проявляется неравномерность распределения автобиографических воспоминаний на разных возрастных и временных этапах актуализации Я-концепции. На проявлении данной тенденции влияют вариативность конкретного содержания Я-концепции и ситуативных факторов. Установлена ретроспективная концентрация большинства значимых автобиографических воспоминаний респондентов и их подчинение законам социальных стереотипов, господствовавших в момент запечатления события. Стремление осознать себя и свое место в мире сочетается с высокой определенностью и устойчивостью образа управленческой деятельности при планировании респондентами своего будущего. При этом стремление к повышению квалификации, личностно-профессиональному росту и карьере, занимает центральное место в жизненных планах респондентов.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.