search icoico arrow

Жизненные ценности в процессе экономической социализации подростков

Жизненные ценности в процессе экономической социализации подростков

Рассматривая формирование жизненных ценностей как фактор экономической социализации личности, можно выделить подростковый возраст, как наиболее важный период, влияющий на становление системы ценностных ориентацией взрослого человека. Структура ценностных ориентации детей одного и тоге же возраста может иметь общую тенденцию, связанную с влиянием общественной, макросоциальной среды, а вариативность индивидуальных структур ценностных ориентации формирует семья.

Система ценностей у подростка только формируется. Однако можно выделить определенную совокупность ценностей, опираясь на результаты опроса, проведенного нами на базе гимназии № 12 г. Киева Для сбора первичной информации использовались стандартизированные анкеты, содержащие перечень оценочных критериев, модифицированный вариант методики ценностных ориентаций М. Рокича.

Среди 96 учащихся 11 классов, изучающих экономику, как предмет, были выявлены такие ценности:

семья;
наличие верных друзей;
познание;
общественное признание.

Социально- психологическая диагностика экономической социализации подростков показала, что в их перечне знаний умений, навыков, полученных на этом этапе, представляющие для них основные и юности, главное место занимают:

1. Влияние культурологических факторов на жизненные цели и ценности;
2. Социальные идеалы;
3. Социальный статус.

Следует отметить влияние социального статуса и пола респондентов на исследуемые показатели. Так, например, свыше 40,2 % юношей 11 класса считают профессиональную деятельность, возможность сделать карьеру наиболее важной стороной собственной жизни. Девушки же этого возраста ставят профессиональную деятельность на 2 место (на 1 - возможность создания крепкой семьи). Интересным является тот факт, что у девушек с низким социальным статусом (10,3%) интересная работа вообще не является доминирующей жизненной (ценностью в отличии от создания семьи (45. 2%). Но почти все девушки считают материальное благополучие важной жизненной ценностью. У ребят же (71,8%) доминирует возможность высоких заработков. Полученные данные могут быть объяснены; том, что в духовно - нравственной культуре за последние двадцать лет произошли значительные изменения гендерных идеалов. Это связанно со спецификой культурные традиций: здесь господствуют более патриархальные нравы и феминистское движение не получило должной поддержки. По сравнения с Западной молодежью, российская, отличается, по нашему мнению некоторой инфантильностью, своеобразными легковесными представлениями о реальной жизни. Следует отметить, что на лицо некоторый разрыв между целями (идеалами) и способами их достижения.

Эти данные позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на общую устойчивость ценностных установок, в последние годы происходит смещение ценностных паттернов, которое спровоцировано существенными изменением социокультурных условий в стране.

В современном обществе намерилась тенденция в повышенном внимании к таким жизненно важным ценностям, как здоровье, семья, материальное благополучие, общение с природой, искусством, физические самосовершенствование, общественная активность.

Для достижения этих и других целей наши респонденты выделяют такие ценности, как образованность, предприимчивость, независимость, честность и ряд других, которые, по их мнению, помогут сделать жизнь полной, гармоничной и успешной.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.