search icoico arrow

Роман Ілик.

Роман Ілик.

Должность: Глава постоянной депутатской комиссии по вопросам образования и науки

Биография:
Глава постоянной депутатской комиссии по вопросам образования и науки, член фракции БЮТ, рассказывает об образовательной отрасли Львовщины, какие проблемы удалось решить областным избранникам протяжении последних лет, и на какие детали прежде всего направлять внимание в ближайшее время.

- Роман Григорьевич, если подводить итоги деятельности за год, который проходит, что властям удалось сделать в системе образования?

- Прежде всего, это внедрение двадцати образовательных пилотных округов. То есть в области было определено 20 опорных школ, которые, так сказать, ведущие. Среди всех школ в рейтинговом порядке было определено сильнейших, и на внедрение этих округов сосредоточивались основные средства: чтобы там были лучшие библиотеки, лучшее обеспечение техникой, чтобы были лучшие кадры, которые готовят детей. Кроме того, если в районе три-четыре села, в одном из которых находится такая основная школа, соответственно нужно было обеспечить туда доехать детей. Закупили 20 автобусов, чтобы школьники из других сел могли пользоваться этой базой.

- Это то, что можно поставить в заслуги областной власти, а какие проблемы остаются нерешенными?

- Если рассматривать все проблемы в образовании, которые являются не только на Львовщине, но и во всей Украине, то их можно разделить на несколько групп. Первая: проблемы, касающиеся дошкольного образования и собственно школ. Далее в системе образования сталкиваемся с проблемой детей, закончивших школу. Как им профильно определиться, каким образом продолжать образование. И собственно то, что касается поступления и обучения в высших учебных заведениях.

Можно констатировать, что сейчас самое приятное говорить именно о вступлении в вузы. Всем известно, что в этом году введены новые условия поступления, и будем надеяться, что вопрос коррупционных схем в этом направлении уже кануть в лету. Кроме того, с этого года уменьшен перечень детей, которые имеют возможность поступать на льготных условиях. Мы здесь чувствуем и свою заслугу. На комиссии рассматривали этот вопрос и обращались с письмом к министру образования. Давали свои предложения. Ведь, анализируя прошлогоднюю вступительную компанию, увидели, что резко увеличилось количество детей-инвалидов, которые поступали в ВУЗы, и это наводило на мысль, нет ли подтасовки фактов. Конечно, это работа для правоохранительных органов, но и мы должны были как-то реагировать на такие факты. Затем появился приказ министра, согласно которым ограничено число льготников в следующем году. Условия поступления стали ровными.

Если говорить конкретно о Львовской области, то 2008 год был признан приоритетным по области образования. На нее, по сравнению с предыдущими годами, направлялось значительно больше средств. Удалось ли благодаря этому существенно улучшить ситуацию в отрасли - вопрос. Если внимательно проанализировать, на что же идут эти средства, то увидим, что львиная доля денег идет на заработную плату. Плюс налоги и все отчисления. Вторая крупная статья расходов касается капитальных ремонтов, внедрение энергосберегающих технологий. Это опять же съедает большую часть средств. Поэтому, если оценивать реально, посмотреть, сколько направлено на само образование и что за них отрасль может сделать, получаются жалкие копейки. Несмотря на то, что отрасль признана приоритетной.

- Вы упоминали о дошкольном образовании. Не секрет, что в этом направлении или не самой большой бедой является банальная нехватка мест в детсадах. Удалось ли хоть немного сдвинуть проблему с места?

- На дошкольного образования были выделены средства для того, чтобы в большей части садов можно было провести ремонты. К большому сожалению, не для закупки методических вещей или для развития детей. Средства прежде направляли на внедрение новых групп, ведь действительно не хватает мест. Есть тенденция к увеличению численности детей. Это известная проблема, в некоторых густонаселенных районах существуют очереди на зачисления детей в садики.

Нужно восстанавливать группы в садиках, ведь в свое время была продана и приватизировано немало дошкольных учреждений. Сейчас на такие объекты наложен мораторий. Местные советы не имеют права их продавать, отчуждать. Все усилия сосредоточиваются на том, чтобы все дошкольные заведения были задействованы. На реализацию программы дошкольного образования было направлено около 2 млн грн.

Но областной совет всегда учитывала, как на подобную проблему с нехваткой садов реагируют местные районные бюджеты. Ведь это нужно вместе делать, это же не штука-просить деньги только в областного совета. Так же мы помогаем на условиях софинансирования. Если, скажем, городу или району не нужны новые сады, они отворачиваются от этой проблемы, не хотят на это выделить хотя бы мизерной суммы, то и областной совет не особо спешить.

- Среди упомянутых плюсов в развитии образования было введение в районах 20 опорных школ, которые, очевидно, и впредь будут пользоваться большей поддержкой из бюджета. Значит ли это, что менее перспективные школы в районах, селах закрывать, чтобы не "рассеивать" средства?

- Нет. Концепция этих образовательных округов заключалась в том, чтобы в отдельных школах, которым удалось собрать лучшую материальную базу, где сосредоточены хорошие кадры, мы поможем техническим обеспечением. То есть закупать новые книги, чтобы там была лучшая библиотека, компьютеры, учебные материалы, чтобы уровень подготовки учеников был выше.

Но ни для кого не секрет, что существуют школы, где учится 6-12 учеников. Безусловно, если будет в селе школа, в которую ходит такое малое количество детей, то о перспективах в будущем трудно говорить. Наверное, таки придется закрывать. Других выходов нет. Стоит вопрос, чтобы укреплять базу в опорной школе. Чтобы там были хорошие учителя и, как уже упоминалось, в отношении проезда детей в эти школы, то это наша проблема. Мы его обеспечим.

- Программа "Школьный автобус" удалось в этом году полностью реализовать?

- Проблема решена, автобусы покупали районы за средства, направленные от облсовета. Каждый район сам определялся, которые нужны автобусы. До конца этого года этот вопрос уже на 100 процентов будет закрыто.

- Новая Программа развития образования на Львовщине на следующие годы предусматривает лишь продолжение начинаний, есть также и какие новинки?

- Программа уже подготовлена управлением образования, сейчас мы будем ее изучать. Предыдущая программа была рассчитана вплоть до 2008 года, то мы настаивали на том, чтобы управление разработало на несколько лет новую программу 2009-2012 года.

Проект есть. Будем проводить общественные, экспертные обсуждения и в начале следующего года выносить на утверждение сессии.

Предусмотрена и дальнейшая работа с образовательными округами, а второе основное направление касается профессионально-технического обучения. На сегодня мы имеем нехватку квалифицированных кадров, известно, что трудно найти хорошо подготовленного или сварщика, или строителя. Это вопрос, который касается трех: ребенка, которая намерена получить профессионально-техническое образование, заведения, которое готовит специалистов; и предприятия, где этот молодой специалист должен работать. Это должно быть замкнутый круг - соглашение между тремя. Поскольку сами учреждения не смогут обеспечить хорошую подготовку специалиста, для него нужна новая материально-техническая база, новые станки, новые информационные технологии.

А за партой учить тому, что на производстве не используется уже годами, - необходимости нет. Это не дает надлежащей подготовки соответствующего специалиста. Производственники пробовали эту проблему решать самостоятельно, принимали к себе работников, создавали какие условия обучения и узкопрофильных учили человека работать на каком станке. Но считать, что это были профессионально подготовленные специалисты, невозможно.

На мой взгляд, крайне необходимо объединить усилия предприятий, которые нуждаются рабочего, профессионально-техническое заведение, и, соответственно самого ученика. Почему я вспомнил о сделке. Речь идет о том, что ученик может пройти обучение, получить квалификацию и выехать на заработки за границу, он на сегодняшний день никакой ответственности не несет. Потрачены государственные средства, потраченное время и все. Это у нас не регламентировано. Поэтому должен быть трехстороннее соглашение, по которому предприятие готово брать на себя расходы, мы обеспечиваем профессионально-технические заведения финансированием, а ученик, подписывая контракт, учится и гарантирует, что отдаст что-то взамен, а не уедет банально за границу.

- Каким еще направлениям уделяется внимание в упомянутой Программе?

- Это вопрос, который касается профильного обучения в средних школах. Школьники старших классов еще до окончания школы имели бы определиться с направлением своей последующей деятельности. Считать, что до этого должно быть причастна только школа, то это неправильно. Необходимо восстановить профильные центры или при высших учебных заведениях создать определенные учреждения, где ребенок, который учится в школе, могла бы прийти и ознакомиться с той или иной профессии, увидеть, чем она будет заниматься дальше.

К примеру, школьники должны определиться, будет ли это гуманитарное направление, или технический. В соответствии с тем, она бы имела будущую дело, будущее рабочее место увидеть глазами, чтобы иметь представление, чему учиться.

Мы имеем в этом направлении полный провал.

- По Вашему мнению, в ближайшее время удастся подобные провалы исправить к лучшему?

- Самая большая беда, что многие вопросы мы решаем под бюджет, решаем в определенных рамках времени. Есть деньги: давайте быстро сделаем, а курсе: где быстро, то далеко не совсем хорошо. Мы поднимали вопросы профильного обучения. А это важная проблема. Его не надо всеобьемно принимать в контексте, на несколько лет вплоть до 2012 года. Давайте определим конкретно два-три шага на этот год, но их сделаем обязательно. Позже, в следующем году, еще сделаем и будем двигаться к стратегической цели, которую хотим увидеть. Но когда напиши много и в графе "исполнение" поставим 2009-2012 годы, то будьте уверены, что до 2012 никто и пальцем не порухае, чтобы что-то сделать. Лучше запланировать меньше, но с уверенностью выполнить и двигаться дальше.

Больше всего меня беспокоят те вопросы, переходящие из года в год, когда невозможно логически завершить. Ни для кого не секрет, что в разных районах, деревнях существует большое количество долгостроев-школ. Начинали строительство где надо и не надо. Теперь это повисло балластом, и те строения разрушаются. А на это потрачены большие бюджетные средства. Имеем напивзбудований дом, теперь проанализировали, а в эту школу некому ходить. Нет детей - и это в определенной степени бесхозяйственность, сделано без ума.

- В чем главная проблема такой бесхозяйственности?

- Наверное главная проблема в распределении бюджетных средств. На местах: в районе или городе надеются на область. Область надеется на государственный бюджет. Что такое госбюджет? Он формируется за счет нас с вами. Все отчисления, которые мы платим, позже в виде субвенций возвращаются назад, но с рекомендациями, как использовать это, каким образом расходовать средства. Это неправильно. Действительно самая большая проблема заключается в бюджетных вещах. Мали б бути значно меншими відрахування й повинні по-господарськи на місцях вирішувати, на що краще потратити, чи є доцільність будівництва школи. Тогда местная община не будет зависеть от чиновников из высоких кабинетов, принимающих непрофессиональные предложения.

Если бы мы имели возможности больше распоряжаться своими средствами, то, поверьте, от этого было бы жизнь лучше. Вдруг со всех собирают, а потом решают то лучше, а то хуже, дам, а потому нет. Такая ситуация и создает предпосылки для коррупционных схем.

- В адрес комиссии по вопросам образования часто поступают просьбы помочь материально?

- Обращений много с просьбой, чтобы помочь конкретным школам. Рассматриваем, и если есть целесообразность, пытаемся помочь. Главное не политизировать эти вещи, а действительно реально оценивать, что нужно для какого-то района или города и принимать взвешенные решения.

Хуже, когда проходят избирательные кампании и начинают отдельные нардепы в ходе своих пиар компаний рассказывать, что в том селе школу построим, в другом еще как-то поможем. Это пидкупляе населения. И люди поддерживают таких политиков. Сколько было случаев, которые приезжали, закапывали капсулы, начинали даже строить фундамент и так оно сейчас и находится по сегодняшний день - одни фундаменты. Эти политики снова уже в нардепы, а дело не двигается, зависает бременем.

- А на некачественное образование часто жалуются депутатам?

- Откровенно скажу, что не часто. Хотя случается, что приходят письма с просьбой разобраться относительно хулиганских действий. Это больше всего беспокоит. Ведь вопрос урегулирован в правовом поле. Полномочия учителя или директора довольно ограничены. Пока это еще не тенденция, но хулиганских действий случается немало, а привлечь ребенка-хулигана к ответственности сложно. Мы недавно рассматривали такой вопрос в одной львовской школе. Неприятное. Однако перевести в другую школу или какой-интернат довольно сложно. Нужное направление от родителей, а им часто не до того. Это целая пробел в законодательстве. И это настораживает довольно серьезно. Рано или поздно это чувствуют потенциально опасные элементы и их действия, не нашедшие наказания, порождают следующие подобные шаги. Это не нормально. К таким вещам должен быть резкий подход.

- Пока хулиганство в школах не стало тенденцией, возможно, следует обращаться в высшие органы власти, чтобы позаботились о пробелах в законодательстве?

- Мы идем по пути ликвидации последствий, а мы должны думать, как этого не допустить. Чтобы действительно не случилось беды. Но во многих вопросах мы надеемся на правоохранителей, на суд, а это очень сложно. Нужно разработать какие-то рычаги влияния, механизм выработать, чтобы можно было избежать этого, свести до единичных случаев, как исключение.

- Например, как этот механизм должен выглядеть? Если родители не особо переживают по тому, что их чадо бьет одноклассников, то как этого можно избежать, специализировать школы по социальному статусу?

- Скажу откровенно, где-то так оно и есть. Или хотя бы идет к этому. Есть школы для одаренных детей, профильные, и подобная градация рано или поздно произойдет. Если не сейчас, то через определенный период времени. Если брать Закон об образовании, равный доступ к обучению всех, это немного напоминает социалистический подход. Наверное, есть перспектива развития и частных школ, где такие вопросы, как правило, не возникают. Там это четко регулируется. Очевидно, нужно поддерживать и помогать внедрению таких направлений образования.

На мой взгляд, если это не будет сделано на соответствующих уровнях, то время все равно расставит эту градацию на места. Будут элитные школы, частные, платные, государственные, и от этого никуда не денешься. Это вопрос времени.

- Соответственно, всех хулиганов оставят в государственных школах?

- Не обязательно. Если взять в сравнение высшее образование, то не обязательно коммерческое учебное заведение является лучше государственного. Как правило, это зависит от руководителя, от команды, от педагогического коллектива. И от введенных правил игры, от отношения к работе.

- Приходилось ли рассматривать на комиссии жалобы на учителей или директоров школ по некачественной образования или "поборов" от родителей?

- Только единичные случаи. Согласно действующему законодательству, директора школ отчитываются перед родителями. Также родительские комитеты имеют право влиять на учебный процесс. Это хорошее дело. Ибо если вещи, которые касаются руководителей, учителей, подвергаются обсуждению на общественных началах, это стимулирует работника образования к совершенствованию. Конечно, есть большая армия педагогических коллективов и даже по теории вероятности где-то будет хуже. Но радует то, что это единичные случаи.

- После нескольких несчастных случаев на уроках физкультуры, на которых умирали дети, поднимался вопрос, как этого избежать?

- Мы знаем об этом случае, но к нам конкретных обращений на этот счет не было. Стоит отметить, что универсального шаблона для всех нет. Учитель для того и называется с большой буквы, потому что он должен дифференцировать детей в каждом классе по возможностям. Нельзя подгонять под один шаблон. Над проблемой надо работать и прежде всего со специалистами. Не с начальниками управлений, а специалистами, которые тем занимаются с детьми и принимать решения, пересмотреть действующие нормативы.

- Как складывается ситуация с оплатой педагогам, в условиях кризиса существуют угрозы не получение зарплат или уменьшение финансирования отрасли?

- Это скорее вопрос к начальнику управления образования г-Хобзея, он имеет больше информации. Но всегда объективной? Сейчас определенных тревожных сигналов или тенденций не предвидится, хотя многие ссылается на экономический кризис. Многие свои «грешков» или недоработок пытаются списать под эти вещи, я все-таки человек оптимистична по характеру и, думаю, что все будет хорошо. Единственное, на мой взгляд, чего нельзя предусмотреть, это вопрос, который касался бы какого-то сокращения. Это прежде всего бьет по живому. Однако, как бы трудно ни было, квалифицированные сильные кадры мы должны сохранить.

Последние комментарии

    Комментариев не найдено, вы можете оставить первый комментарий!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Почта:

Комментарий:

© 2000-2013 Academy.kiev.ua. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с украинским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.